После некоторого затишья в 90-е, начало 2000-х с его непрекращающимся предсказаниями о грядущем Конце Света отметилось возвращением образа зомби в массовую культуру в виде зомби-апокалипсиса. Все началось с Дж. Ромеро и «Обители зла» – серии видеоигр японской компании Capcom, вдохновленная лентами отца зомби-жанра Дж. Ромеро – автора трилогии о живых мертвецах. После успеха мертвецов, созданных корпорацией «Umbrella», было решено экранизировать серию.
Поначалу Ромеро пригласили в качестве режиссера, но он не сошел во взглядах с продюсерами относительно своей версии сценария. Зато Пол Андерсон устроил всех – в середине 90-х он снял фильм на основе компьютерной игры «Mortal Kombat». И за «Обитель зла» Пол взялся со всей любовью к интерактивному. Выбранные Андерсоном ракурсы сьемки в точности копировали игровые – зритель, как и геймер будто бы подглядывал за действием в камеры наблюдения. За все фильмы слово «зомби» ни разу не произноситься, фигурируя только в финальных титрах. В этом есть поклон Андерсона в сторону Ромеро, в чьих фильмах этот термин также выведен из лексикона. Их называли по-разному: мертвецы, монстры, выродки, гнусные твари, но не зомби. В результате, получившийся фильм не похож на работы Ромеро, но и в нем можно найти социокультурный и политический подтекст.
С помощью зомби–апокалипсиса удалось показать необъяснимую и сокрушительную мощь трагедий ХХ и XXI века, когда люди лишаются личности, а размах происходящего приравнивается к мифическим и библейским событиям. В частности, Вьетнамская война и теракт 11 сентября 2001 г. повлекшее за собой ряд военных операций Соединенных Штатов и других «антитеррористических» кампаний по всему миру. И из этого можно предположить, что образ зомби – это отражение неосознанного чувства вины стран западной Европы и Америки за агрессивное отношение к другим расам и национальностям, а также страха перед возможной расплатой за свои дела.
В «Обители» зомби появляются по вине корпорации «Umbrella», ведущей тайные научные эксперименты по разработке Т-вируса, способного повысить жизненные качества человека. Но в результате вирус, выпущен наружу, стал превращать людей в зомби. Так франшиза представляет нам аллегорию двойственности современной науки, с одной стороны способной устранить человеческие проблемы, а с другой – именно она является причиной зомби-апокалипсиса, спровоцировавшего дестабилизацию общества и его институтов, и воплотившего опасения людей о беспомощности государственной власти перед глобальными катастрофами.
Инфицированные зомби — это сатира на эксперименты, проводимые наукой в целях создания генома идеального человека, клонирования, поисках лекарства от различных инфекционных заболеваний и т. д. а также на стремление правительства и террористических организаций создать биологическое оружие. Кроме зомби-людей появляются зомби-животные: собаки, кролики, птицы. Да и сами зомби все больше теряют свою антропоморфность. Если еще в первой части «Обители зла» это были классические медленные полуразложившиеся мертвецы Ромеро, то позже аналогично Т-вирусу они стали мутировать. Появляются хищники, внешне похожим на людей, которым мало просто впиться в жертву – они выпускают изо рта зубастые щупальца, способные охватить полтуловища сразу. В арсенале вышедшей из подчинения программы «Красная Королева» – твари прыгающие, ползающие, летающие, а также зомби-автоматчики и зомби-танкисты – полный бестиарий клонированных машин для убийства. [1] Таким образом, образ инфицированного зомби показывает, что наука гораздо опаснее оккультизма. Но с другой стороны образ зомби укрепляет веру в биотехнологические способы продлевать и возвращать к жизни с помощью клеточной инженерии, трансгенных мутаций и клонирования. Однако здесь есть печальный момент – очень высок риск надолго «застрять» в промежуточном положении: быть не принятым землей и отвергнутым обществом. Так образ зомби демонстрирует, что после биологической смерти может быть неприятный этап коматозной бессознательной «жизнедеятельности».[2] Таким образом, даже если бы научные исследовательские центры не являлись причиной возникновения мертвецов, они, несомненно, были бы заинтересованы в использовании зомби для своих исследований по восстановлению мертвых тканей человека.
В фильме можно проследить идею того, что все мы находимся под контролем могущественных корпораций, использующие свои методы для манипуляции людьми. Так корпорация «Umbrella» кроме разработки медицинских и косметических средства, а также некоторых продуктов питания, работала и над биологическим оружием. Создав вирусное оружие Т-вирус, она создала и противоядие, но тем не менее не спешит отдать его людям, а тысячная армия зомби является инструментом контроля и управления над выжившими, воплощая угрозу государственного насилия и произвола, а также страх стать одним из миллиарда послушных рабов.
Помимо всего прочего, зомби-апокалипсис удовлетворяет наше любопытство, позволяя нам увидеть каким может быть будущее и постапокалиптический мир. Он подготавливает общество к решению глобальных задач. Это не инструкция по спасению, а эмоциональная разгрузка, позволяющая ощутить себя перед лицом угрозы, превышающей человека в огромное количество раз. И для этой цели зомби являются отличным примером – человечным и вместе с тем дегуманизированным.
Итак, от лабиринтов подземной лаборатории до территории всего земного шара – география «Обители зла» растет от картины к картине. Меняются декорации апокалипсиса, а корпорация «Umbrella» строит новые козни.
[1] Десятерик Д. История Z [Электронный ресурс] // Искусство кино. - 2013 – Электрон. версия печат. публ. – URL.: http://www.kinoart.ru/blogs/istoriya-z (дата обращения 02.06.16).
[2] Голынко-Вольфсон Д. Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби. О философии, этике и биополитике зомби [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2008. – № 6. – Электрон. версия печат. публ. – URL.: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html(дата обращения 02.06.16).