Этот фильм был задуман как заключительная часть киносерии человеческого апокалипсиса, когда миллионная армия живых мертвецов заполонила всю землю. После успеха «Ночи живых мертвецов» (1968) и «Рассвета мертвецов» (1978), ожидалось, что третий фильм будет эпическим концом человечества. Но студия посчитала проект слишком дорогим, поэтому бюджет сократили, сценарий переписали и сосредоточились на небольшой группе людей в подземной военной базе.
Несмотря на свое название, действие фильма разворачивается почти полностью в темноте. Он потерял легкость «Рассвета» и возвратился к депрессивной мрачности, развращенности и безумию «Ночи». Однако, фильм все же внес существенный вклад в развитие данной темы, дал более подробный и ясный взгляд Ромеро на природу зомби и человека.
Хотя социальная критика не является главной частью фильма, но все-таки она по-прежнему значимый элемент— иногда самостоятельный, иногда в сравнении с более ранними фильмами. Во-первых, отсутствует тема материализма и общества потребления «Рассвета мертвецов», В то время как люди боролись за деньги в «Рассвете», в «Дне мертвецов» от них нет никакого толка, и они игнорируются как живыми, так и неживыми. Зомби уже не «шопоголики», они не заинтересованы в материальных благах, и это возвращает к «Ночи». В бункере им ничего не нужно кроме человеческой плоти. В этом фильме зомби движет голод, а людьми – жажда власти, и не одна из групп не является материалистической.
В фильме зомби являются сатирой на взаимоотношения людей. В отличие от зомби, которые все делают вместе, люди не способны объединиться перед общей угрозой – ожившими мертвецами. Так, команда, состоящая из солдат и ученых, представляет собой модель организационной дисфункции. Жестокий капитан Родос, почти сумасшедший Доктор Логан, прозванный за свои эксперименты Франкенштейном, и крайне напряженные отношения среди людей, порой являются опаснее, чем живые мертвецы.
Помимо этого, у зомби отсутствуют такие проблемы как дискриминация женщин и расизм. Мужское доминирование в данной картине прослеживается наиболее явно, чем в предыдущих. В то время как в «Ночи живых мертвецов» Бен бьет по лицу Барбару для того, чтобы прекратить истерику, Мигель же, потому что Сара задела его мужское самолюбие. Постоянные насмешки и угрозы от солдат Родоса о том, что Сара – женщина, сам же Родос готов ее убить, потому что она угрожает его господству и власти. Очень показательно то, что убить Сару Родос приказывает своему рядовому, тем самым демонстрируя свое превосходство над женщиной через свое господство над другими мужчинами, т.е. если он может приказывать убивать против их воли, то значит он может заставить женщину сесть и замолчать. Это более жестоким изображение как мужчины относятся к женщинам, показывает рост уровня реализма в этих ужастиков, несмотря на их фантастический сценарий.
Но несмотря на это Сара самая сильная и благоразумная из всех персонажей. Именно она предлагает всем объединиться против живых мертвецов, однако ее никто не слушает.
Сара: «Мы в отчаяние, мы нужны друг другу».
Родос: «У меня на этот счет свое мнение. Я не уверен, что ты вообще нам нужна».
Сара: «Может если мы объединимся, нам будет здесь легче? Нужно держаться вместе».
Джон: «Нам не нужны проблемы, дорогая. У нас несколько другие планы как поступить со своей жизнью».
И с той скоростью и спокойствием, с которым она отрубает руку Мигелю, а затем поджигает его плоть серьезно подрывает стереотип женщины как пассивного или беспомощного существа.
Проблема расизма также приобретает более четкое выражение. Солдаты безжалостно насмехаются над Мигелем, почти отдавая его зомби, обращаются к Джону, акцентируя на его принадлежности к афроамериканцам, а затем избивают его. Все это делает людей более уязвимыми для нападения зомби, которые в расовом отношении являются смешанной толпой, однако двигаются и нападают все вместе и без внутреннего конфликта.
С другой стороны, есть и хорошие межнациональные отношения. Например, дружба Джона и Билла, и пара Мигель и Сара, отношения которой правда не всегда проходят без ссор, но все же они любят друг друга. В этом, пожалуй, есть оптимистическая надежда на то, что в будущем расизм будет полностью преодолен, и не только ценой уничтожения всей человеческой цивилизации.
Как и раньше, Ромеро сравнивает людей и зомби, и сравнение получается не пользу людей. Он всегда симпатизировал зомби. Они не были монстрами, совершающими зло только потому, что им так хочется. Ромеро старался изображать живых мертвецов несчастными жертвами обстоятельств, из-за которых они действуют лишь ради собственного выживания, не совершая ничего, что не входит в принципы нахождения пищи. В то время как люди очень часто поступают намного более жестоко и садистски изощренно, чем эти несчастные создания. И теперь этому уделяется больше внимания чем предыдущих работах, потому что появляется новый персонаж – зомби Боб. Его пытается обучать «социальному поведению» доктор Логан, пытающийся доказать, что «они – это мы. Видоизмененные мы, такие же животные. Просто функционируют не так идеально, но это можно исправить. Можно научить их быть хорошими, как этому учили нас». По его мнению зомби в чем-то похожи на детей, и если их «поощрять» за хорошие поступки, то в итоге можно добиться потрясающих результатов и «приручить» их, заставляя делать то, что нужно людям. И Боб, на котором доктор отрабатывает свою теорию, намного более симпатичный, чем большинство живых людей.[1] В отличии от них Боб способен к милосердию, сдержанности, сострадательности, а не только получать наслаждение от убийства людей. Лучше всего это видно в финальной части фильма, когда Боб находит труп Логана. Он издает вопль тоски по нему, затем берет в руки оружие, чтобы отомстить за своего хозяина. Смертельно ранив Родоса, он отдает его в руки живых мертвецов, но сам не принимает участие в этой трапезе. Боб кажется способным прекратить употреблять в пищу человеческую плоть в пищу, в то время как люди не перестают разрушать себя и других.
Итак, образ зомби у Дж. Ромеро всегда был платформой для того, чтобы свободно говорить, о проблемах общества. На месте зомби могла бы быть любая напасть. А фильм — он просто о людях, о том, как они себя ведут, когда попадают в полностью враждебную обстановку.[2] Так образ зомби отражает страхи перед: глобальными катастрофами, мертвецами и смертью, эпидемиями и неизлечимыми болезнями, иррациональным насилием, конформизмом – культ потребления и материализма, беспомощностью и анархией государства, и т.д. а также такие проблемы как расизм, дискриминация и отсутствие единства среди людей.
[1]Меренков С. «День мертвецов» / Day of the Dead (1985) [Электронный ресурс] / С. Меренков // Библиотека ужасов. «Сон разума рождает чудовищ». – URL. : http://myst-library.ru/page/day-of-the-dead-1985 (дата обращения 30.05.16)
[2] Поляковский В. Джордж Ромеро: «Зомби родом из шестидесятых» [Электронный ресурс] // Частный Корреспондент – 29.01.2011. – Электрон. Интернет – издание – URL.: http://www.chaskor.ru/p.php?id=12112(дата обращения 30.05.16.)