«Я могу сделать также!» – говорят мои друзья при виде полотен Джексона Поллока. В этой статье разберемся, почему «также» не получится и какую часть работ художника намеренно избегают в статьях об его творчестве.
Джексон Поллок (1912-1956) – американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма, создатель техники дриппинга. Оказал значимое влияние на искусство ХХ века. Его работы хранятся в Metropolitan Museum of Art (художественный музей «Метрополитен», Нью-Йорк), MoMA (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и в частных коллекциях по всему миру.
Три стиля
Джексон Поллок не сразу добился внимания критиков. Лишь некоторые его картины известны широкой публике. Образ буйного алкоголика крепко связан с именем художника, даже несмотря на то, что дриппинг – изобретение времен «трезвого периода». Давайте составим ретроспективу и посмотрим на основные стили живописи в карьере Поллока.
Дриппинг возник из симбиоза техник «живописи на песке» индейцев Навахо и опыта работы с сюрреализмом. Эту формулировку используют почти все источники о Поллоке. Была ли эта техника попыткой изобразить то, что выразить невозможно?
Тот Поллок, которого знают, начался в 1947 году, когда изобрел «живопись действия». Дриппинг можно соотнести с китайской каллиграфией. В культуре Китая живопись и письмо – родственные искусства. Важна не красота почерка и образ символа. Внимание направлено на душевный порыв, который передает художник в процессе работы. В «живописи действия» важен импульс, свободное «детское» видение процесса работы.
Не только Поллок творил в стиле абстрактного экспрессионизма.
В 1950-е годы многие американские художники стали приверженцами этого движения. Среди них коллеги Поллока – Марк Ротко, Виллем де Кунинг и другие.
Работы Поллока – не краска, разлитая по холсту в хаотичном порядке. Это упорядоченный хаос, подвластный руке художника. Образы, которые возникают в его работах – сознательный акт. Возможно, для Поллока абстрактный экспрессионизм стал вещественным проявлением бессознательного. Художник с интересом относился к трудам К. Г. Юнга. Но, как и китайский художник-каллиграфист, Поллок знал, куда и как ему необходимо направить линии узоров.
Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах, архетипах которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
Сюрреализм стал переходным этапом к дриппингу. В 1943 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает у художника Волчицу. В этот же период появляются первые заметки и статьи о Поллоке.
Он небогат и борется с депрессией, страдает алкоголизмом. За океаном – война. В 1941 году японцы нападают на Перл-Харбор. В 1939 в Нью-Йорке выставляется Герника Пикассо. В 1938 году Поллок четыре месяца лежит в психиатрической лечебнице для алкоголиков – порубил топором картины брата Чарльза в приступе гнева.
Все это приводит нас к Волчице. Пропитанная сюрреализмом Пикассо и идеями Юнга о бессознательном – с одной стороны, страхом войны и одиночеством – с другой, архетипичная Капитолийская волчица возникает перед нами. Это яркий пример из сюрреалистического периода живописи Джексона Поллока. Написанная грубыми мазками, картина обнажает перед зрителем шаткое состояние психики самого художника. «Картина существует, потому что я должен был ее нарисовать» – говорил Поллок.
Регионализм связан с тридцатыми. В те годы начинается путь Джексона, как профессионального художника. Проводником в мир классической живописи стал Томас Бентон. Учитель Поллока – один из основателей американского регионализма. Его живопись легко «опознать» по характерному волнообразному стилю живописи.
В 1935 году, Джексон Поллок пишет картину На запад в традициях сюрреализма и регионализма. Картина вдохновлена работами учителя. Позже Джексон «восстанет» и начнет экспериментировать с абстракцией, ненавистным для Бентона жанром. Но в 1935 году Поллок еще не свободен в той мере, которая нужна для Волчицы и дриппинга.
С ранними работами Поллока можно познакомиться на сайте Metropolitan Museum of Art – в онлайн-коллекции музея находятся зарисовки и черновики художника. Их редко упоминают в статьях о Поллоке. Они представляют не меньший интерес, чем крупные и известные его произведения.
Алкоголик и дебошир
Современная популярность Поллока часто обусловлена не его искусством, а образом жизни. Маргинальность художника привлекает новых поклонников. Популярные статьи о Джексоне Поллоке называют его алкоголиком и наркоманом, который увлекался психоанализом. Нужно ли концентрироваться на зависимостях Поллока, чтобы понять его искусство? Спорно. Ведь дриппинг и наиболее известные работы художника появляются именно в «трезвый период».
До Ли Краснер у Поллока была неоднозначная репутация в художественном мире Америке. Точнее, ее не было вовсе. Его знали, как ученика Томаса Бентона – оба они были драчунами и запойными пьяницами.
К 1940 году Джон Грэм сделал Поллока одним из самых перспективных художников. Он стал наставником молодого художника, отучил его от провинциальности Бентона и познакомил с французской школой живописи. Ли узнала того Поллока, который появился благодаря Джону Грэму.
Иван Грацианович Домбровский, он же Джон Д. Грэм — американский художник-модернист польского и украинского происхождения. В 30-е годы увлекается теорией искусства и преподаванием, в 1937 году выпускает книгу «Система и диалектика в искусстве». В это же время публикует статью о Пикассо и примитивном искусстве.
Ли Краснер сама нашла Поллока. Их работы должны были участвовать в одной выставке. Ли никогда не слышала о Джексоне, что ее очень раздражало. Поэтому она решила сама познакомиться с молодым художником. Первая встреча в его мастерской поразила художницу. Эффект произвели его картины.
«В них была сила, огромная жизненная сила, такая же, какую я чувствовала в работах Матисса, Пикассо, Мондриана. Увиденное потрясло меня» – признавалась в воспоминаниях Ли. «Я столкнулась с творчеством человека, который был впереди меня».
Женщина приняла решение ввести Поллока в художественную группу из Даунтауна. Это помогло бы прекратить социальный вакуум Джексона и найти единомышленников. Вплоть до 1941 года Ли занималась продвижением Поллока в художественное сообщество Нью-Йорка.
Одиннадцать лет продолжался брак Джексона и Ли. Они поженились в 1945 году. Художница постаралась сделать все, чтобы оградить мужа от алкогольной зависимости и дать ему возможность творить. На первое место Ли поставила амбиции мужа, а не свои.
Знакомая Ли, Пегги Гуггенхайм, учредила стипендию для художника и провела три персональные выставки с его работами. Но даже поддержка знаменитой галеристки не помогала продвижению Джексона. До 1947 года Поллок не был популярен. Все изменилось с изобретением «капельной техники» живописи, дриппинга. К Поллоку пришла популярность.
Это стало началом конца. Известность сыграла роль спускового крючка. У Джексона Поллока участились запои. В эти дни он не мог писать картины. Любовь публики, алкоголь и деньги спровоцировали возвращение проблем с гневом. Ли боялась своего пьяного супруга. Последней каплей стала связь Поллока на стороне. Ли ушла.
Поллок в день смерти
«Без Ли я бы погиб» – говорил Поллок. Эта фраза стала пророческой для художника. То, что художница сделала для карьеры Поллока, он разрушил за короткий срок.
Последняя картина. Картина Красный, черный и серебряный считается заключительной работой Поллока. Она якобы была написана незадолго до его смерти. Бывшая любовница художника решила выставить картину на аукцион. Произошло это через много лет после смерти художника. Это стало началом «войны» между Ли Краснер, вдовой Поллока, и Рут Клигман – любовницей.
Только в 2010 году, после смерти обеих женщин, криминалистом Николасом Петрако была установлена подлинность работы. На картине обнаружили частички ковра из дома Поллока, почву, по составу схожую с местом его проживания и волос самого художника. Однако, судьба картины до сих пор не решена. Необходимо, чтобы подлинность была установлена еще несколькими экспертами. Если это произойдет, работа уйдет с молотка и точную сумму скандального полотна невозможно определить заранее.
По словам Ли Краснер, «картина – всего лишь не слишком искусная подделка». Была ли это вражда двух женщин или Красный, черный и серебряный действительно не принадлежит кисти Поллока? Незадолго до смерти художника его жена ушла, узнав о связи с Рут Клигман.
Ли не смогла простить ему подобное предательство – ведь именно Краснер помогала ему бороться с зависимостью, вывела его в общество именитых художников и оставила карьеру ради него. Вся жизнь Ли Краснер после свадьбы была сконцентрирована на гениальном муже. Неудивительно, что свои лучшие работы она напишет после его кончины.
Последний день. Уход жены отразился на Поллоке. Он с новым усилием взялся за бутылку и пустился в бесконтрольное прожигание собственной жизни.
11 августа 1956 года в Спрингсе, Нью-Йорк произошла авария. Нетрезвый водитель не справился с управлением и на крутом повороте въехал в дерево. За семь лет до случившегося журнал «Life Magazine» назвал его «величайшим американским художником».
На момент смерти Джексону Поллоку было 44 года.
Почему картины Поллока – искусство
О «живописи действия» можно говорить долго, соотнося символы в работах художника с событиями его жизни и личностью. Возможно, хаотичная юность Поллока нашла отражение в его полотнах. Но говорить о «случайности» в его работах невозможно. Выше мы уже сравнили китайскую каллиграфию и дриппинг – рука художника всегда направляет краску так, как необходимо.
Сьюзен Вудфорд, преподаватель истории искусств Британского музея, в своей книге «Как смотреть на картины» рассуждает о цели создания подобного искусства: «Она [картина] призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения».
Поздние картины Поллока – рассказ о том, что чувствовал художник в момент создания полотна. Дриппинг подобен фотографии. На этом фото мы не увидим человека и его окружение. Ценность живописи Поллока заключается в изображении того, что нельзя увидеть, – эмоций и мыслей.
Автор: Вероника Ушенина