Найти в Дзене
Смотри в себя

Как часто нужно причащаться? Объясняют священник и богослов

Нужно ли причащаться на каждой Литургии или это необязательно, и как часто нужно причащаться, рассказали священнослужитель Димитрий Смирнов и богослов Алексей Ильич Осипов. Димитрий Смирнов, протоиерей: Понимаете, сама Литургия и весь чин подразумевают, чтобы мы все причащались. Представьте себе, что вы пришли на брачный пир, все пируют за столом, все радуются и кричат: «Горько», брачующиеся целуются, а вы стоите около вешалки, и вообще непонятно, зачем вы пришли сюда, и чем вы тут занимаетесь. Поэтому правильно будет так: подготовиться, прийти на Литургию и вместе со всеми причаститься. А когда нет такой возможности, что же тут поделаешь — на нет и суда нет. Но раньше христиане жили не каждый по отдельности, а все вместе. Потому что Литургия — это общее дело всего церковного народа. Это так по замыслу Божьему. Как говорил Василий Великий, это хорошо и преполезно. Сейчас у нас жизнь трудная, особенно в городах. В деревнях тем более затруднительно, при условии, что служба бывает раз в н

Нужно ли причащаться на каждой Литургии или это необязательно, и как часто нужно причащаться, рассказали священнослужитель Димитрий Смирнов и богослов Алексей Ильич Осипов.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Понимаете, сама Литургия и весь чин подразумевают, чтобы мы все причащались. Представьте себе, что вы пришли на брачный пир, все пируют за столом, все радуются и кричат: «Горько», брачующиеся целуются, а вы стоите около вешалки, и вообще непонятно, зачем вы пришли сюда, и чем вы тут занимаетесь.

Поэтому правильно будет так: подготовиться, прийти на Литургию и вместе со всеми причаститься. А когда нет такой возможности, что же тут поделаешь — на нет и суда нет. Но раньше христиане жили не каждый по отдельности, а все вместе. Потому что Литургия — это общее дело всего церковного народа. Это так по замыслу Божьему. Как говорил Василий Великий, это хорошо и преполезно.

Сейчас у нас жизнь трудная, особенно в городах. В деревнях тем более затруднительно, при условии, что служба бывает раз в неделю.

Люди стараются почаще причащаться во время Великого поста. Однако Иоанн Златоуст говорит, что польза от причастия зависит не от количества, а от того, с каким сердцем человек подходит к этому. Он говорил, что хорошо бы причащаться не ради праздника, а ради соединения с Богом.

Праздник просто нас стимулирует к тому, чтобы причащаться. Праздник — это повод прийти в храм прийти, молитвенно пережить это событие евангельской истории, быть всем вместе. Потому что Литургия — это школа любви.

Когда меня спрашивают, может ли быть во вред частое причащение, я отвечаю: может ли быть во вред то, что мы дышим? Или кушаем ежедневно?

Причащение — это духовная пища. В молитве «Отче наш» есть такие строчки: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Речь же идёт не о Бородинском хлебе... Это хлеб высший всякой сущности. Речь идёт о евхаристическом хлебе.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Что касается причащения за каждой Литургией… Дело в том, что изначально на Литургии собирались для причащения и только. Вот такие были святые времена.

Уже в первом века апостол Павел пишет о том, что люди, причащающиеся недостойно, суд себе творят, и от того многие из них болеют и умирают. Оказывается, уже тогда началось формальное отношение к причащению. И апостол грозно предупреждает об этом.

И в наше время мы должны быть внимательны к тому, чтобы причащение не оказалось в осуждение. Человек должен делать акцент на подготовке к святому причащению, а не просто гнаться за тем, чтобы лишний раз причаститься. Помните, Иуда причастился, и в него вошёл сатана.

Перед каким выбором мы стоим сейчас? Ходить ли на Литургию, если я не готов причащаться? Ответ однозначный: лучше уж побыть на Литургии и не причащаться, чем и не причащаться, и не быть на Литургии вовсе. Ведь на богослужении у человека есть возможность помолиться, покаяться, побыть с Богом, побыть с собой...

В отношении же частоты причащений устанавливать какое-то правило довольно трудно. Конечно, надо стараться причащаться хотя бы раз в месяц. Потому что если человек долго не причащается, то это плохо. С другой стороны, есть люди, которые начинают причащаться каждую неделю, и чувствуют, что началось охлаждение, что благоговение превращается в какую-то обыденность. Это тоже нехорошо. Человек должен как-то искать свою меру.

Итак, долго не причащаться — нехорошо. Но в то же время причащаться нужно достойно. Что значит «достойно»? Степень достоинства, причащающегося обусловливается степенью искренности и осознания, насколько я недостоин быть участником Тайной Вечери.

Степень осознания недостойности — очень яркий показатель того, могу я или нет. Если мы чувствуем своё достоинство — значит, лучше подождать. Да избавит Бог с достоинством подходить к причастию. А вот с покаянием, сокрушением, смирением подходить надо, несмотря на наши слабости и грехи.

Я причащаюсь, чтобы Господь мне помог, потому что сам я не могу. Прости меня, Господи! Помоги мне, Господи!

Ещё статья: Кому нужно собороваться? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение