Найти в Дзене

Что нужно для получения медицинской лицензии на оказание косметологических услуг?

Оглавление

Аппаратная косметология — это будущее эстетической медицины и перспективное направление деятельности медицинских центров. Не удивительно, что владельцев частных клиник и предпринимателей, которые только планируют заниматься аппаратной косметологией, волнует вопрос получения лицензии на осуществление этого вида деятельности.

Статья основана на материале вебинара «Как получить медицинскую лицензию и надо ли это делать?», который организовала компания Umetex Aesthetics. Спикером вебинара выступил Валерий Власенко, главный врач сети многопрофильных клиник, эксперт в организации здравоохранения, консультант в сфере медицинского права и аудитор медицинских клиник.

Чтобы посмотреть запись вебинара, оставьте заявку по ссылке.

Лицензирование медицинской деятельности

К организациям, которые получают лицензию, предъявляется множество требований. Эти требования касаются:

  • организации помещения
  • квалификации сотрудников
  • наличия медицинских изделий и аппаратов
  • правильного ведения документации.

Многие действующие клиники и косметологические кабинеты пренебрегают получением медицинской лицензии и ведут, по сути, подпольную деятельность, оказывая косметологические услуги незаконно. Такое отношение неизменно приводит к плачевным последствиям как для пациентов, так и для владельцев и сотрудников клиники.

Работа без лицензии влечет за собой административную или уголовную ответственность. Ее регламентируют КоАП РФ ст. 14.1., УК РФ ст. 171 и ст. 235.

Поэтому лицензия — первое, о чем необходимо задуматься, прежде чем открыть клинику с косметологическим направлением.

Требования к помещению

Во-первых, здание или помещение, где планируется разместить клинику, должно обязательно принадлежать соискателю лицензии — по праву собственности или по договору аренды.

Во-вторых, помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. С полным списком можно ознакомиться в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44.

Так, в постановлении отмечено, что в любой косметологической клинике должно быть определенное количество обязательных помещений. Соответствие реального положения дел с официальным документом и будут проверять органы Роспотребназора и Росздравнадзора.

Среди помещений, которые обязательно должны быть оборудованы в косметологической клинике, можно выделить следующие:

  • консультационный кабинет и манипуляционный кабинет (их можно совместить на одной площади)
  • процедурный кабинет
  • комната персонала
  • склад расходных материалов и комната для разведения дезсредств
  • туалет
  • гардероб для одежды пациентов или шкаф
  • комната для хранения отходов
  • коридоры, холл.

Минимальная общая площадь клиники — примерно 90 м2. При этом размеры некоторых помещений в ней строго обозначены, а других — не регламентируются. Интересно, что допустимо уменьшение площади на 15% от требуемой.

Помимо общих правил, необходимо учитывать требования к кабинетам разного назначения. Так, в каждом помещении должны быть:

  • окно для естественной вентиляции
  • раковина с подводом воды
  • медицинские изделия согласно стандарту оснащения кабинета
  • минимум 2 ведра для отходов класса А и класса Б
  • бактерицидная установка и гигрометр.

Для процедурного кабинета и кабинета косметологии требования расширены исходя из особенностей реализуемой деятельности.

В рамках вебинара Валерий Власенко приводит расчеты площади клиники и предоставляет примерный план помещения, которое соответствует требованиям постановления №44. А еще дает подробный список требований к кабинетам различного назначения. Получить ссылку на полную запись вебинара можно, оставив заявку по ссылке.

Требования к медицинским изделиям

У каждого кабинета свой стандарт оснащения. Чтобы получить лицензию на «косметологию», необходимо оборудовать помещения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н. Все медицинские изделия, аппараты, мебель должны иметь действующие регистрационные удостоверения.

Особым требованием является устойчивость всех поверхностей, в том числе стен, к обработкам дезинфицирующими средствами. Зачастую это проверяется опытным путем непосредственно во время визита инспекторов из надзорных органов.

Важно помнить о необходимости ввести в штат сотрудника, у которого есть лицензия на техническое обслуживание медицинских изделий, или заключить договор с соответствующей организацией.

Требования к медицинскому персоналу

Сотрудники, заключившие с соискателем лицензии трудовые договоры, должны иметь квалификацию и действующую аккредитацию для ведения медицинской деятельности (приказ Минздрава России от 08.10.2015 №707н).

Врачи и средний персонал обязаны проходить повышение квалификации (аккредитацию) каждые 5 лет. Сделать это можно в личном кабинете медицинского работника после предоставления портфолио.

Требования к документообороту

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 №852, структура и штатное расписание юридического лица должны соответствовать общим требованиям, установленным для медицинских организаций. Важно правильно вписывать должности в штатное расписание и без ошибок составлять трудовые договоры (при оформлении лицензии этому пункту уделяется немало внимания).

Помимо этого, соискатель лицензии должен размещать в единой государственной информационной системе сведения о медицинской организации (в ФРМО) и о лицах, которые работают в ней (в ФРМР).

Этапы оформления лицензии

Когда работы по подготовке к лицензированию завершены, приступают к процессу получения лицензии, который можно условно поделить на два этапа:

1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Необходимо предоставить в Роспотребнадзор заявление, учредительные и санитарно-эпидемиологические документы. После этого инспекторами надзорного органа будет проведена проверка на соответствие требованиям.

2. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Необходимо предоставить в Росздравнадзор полный пакет документов на здание, СЭЗ, сведения о сотрудниках, трудовые договоры, регистрационные удостоверения на медицинские изделия и др.

Инспекторы будут проверять соответствие документально предоставленной информации действительности.

При положительном решении организации будет выдана лицензия, которая с недавнего времени предоставляется как выписка из реестра лицензий.

Подробнее о необходимых документах для Роспотребнадзора и Росздравнадзора, а также о перечне полномочий врача-косметолога и санитарных требованиях в лазерной косметологии можно узнать, посмотрев запись вебинара. Для этого оставьте заявку по ссылке.