Найти тему

Про школу иногда до сих пор снятся кошмарные сны

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Друзья, сегодня поделюсь с вами письмом моего читателя. Имя и место действия мы по понятным причинам оставили неизвестными. В этой истории много всего. Это и эпоха 90-х. И бесчеловечная жесткость некоторых взрослых. И равнодушие других. А мне хочется обратиться к современным родителям и педагогам. Пожалуйста, учите детей говорить «Нет». Учите не соглашаться, в том числе, со взрослыми. И помните, что учиться этому они могут только «об вас».

«Мы с Вами ровесники, одного года, и учились в школе в одно время. Эпоху конца 80-х- начала 90-х Вы помните. Хотя ни Вы, ни я не могли понимать, где же мы оказались. Просто жили, просто учились, просто были детьми.

Представьте себе небольшой город, хотя и областной центр А в 15 км от него (которые нужно проехать по дороге среди леса) градообразующий завод и рабочий посёлок этого завода, ставший микрорайоном. Немаленький, даже с двумя девятиэтажками. Типичная российская глубинка. Царство этанола, запустения и роящихся туч комаров. Есть городские люди, есть деревенские, селяне, близкие к природе. Люди разные, по-своему хорошие и интересные. А есть.. и не город, и не деревня, а нечто среднее, как эта моя родина. Городские окраины, такие, что «окраинней» не бывает ( городская черта, кстати). В таких местах, на мой взгляд, сложнее всего.

Школа своя имеется... А до ближайшей «другой школы» 15 км леса. Учителя, преимущественно тоже были из местных жителей. Ученики — дети рабочих упомянутого завода.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Седьмой класс.. Я возвращался из школы, зашёл в туалет возле железнодорожной станции. Следом зашёл какой-то мужик. Привязался. Постой, не уходи, давай поговорим, и выход загородил, не пускает. Сначала лил в уши, что меня знает, и мамку мою и папку. Потом начал спрашивать, хотел бы я с женщиной переспать, нёс какой-то бред. Я был так воспитан, что взрослых следует бояться и слушать, не перечить, теперь понимаю, какие это вредные установки. А этот спустил штаны, достал..., говорит: «Смотри, какой... хочешь, потрогай». Тут я уже психанул просто, вывернулся и убежал. Клянусь, что ничего не случилось. Бежал, было страшно. Хотя он меня, понятно, не догонял бы на людной улице. Убежал бы и убежал.

Зря я рассказал о случившемся бабушке. А бабушка не нашла ничего лучшего, чем пойти в школу и моей классной и всем учителям рассказать о случившемся. Они вызвали милицию. Милиционер поспрашивал меня, бабушку, чего-то понаписал. А кого искать-то? Я его не знаю, мужик какой-то с помятым, пропитым лицом. Наверняка неместный. Местный так палиться не будет.

«Пойдём посмотрим, рабочих-железнодорожников. Нет среди них?», — сказал милиционер. «Пойдём в пивнуху местную, посмотри на алкашей. Тоже нет?» А педофил — это не кража велосипеда, которая пусть себе висит, таких висяков у них миллион, одним больше, одним меньше. Тут дело серьёзное. Его ловить надо. Иначе с них начальство спросит.

Рядом с молодым милиционером появился «опытный» коллега с более крупными звёздами на погонах. Я остался с ними наедине в пионерской комнате (нельзя, вообще-то, детей допрашивать без присутствия родителей или хотя бы учителей, но тогда всё было можно). Сначала грузил вопросами. Кто я, с кем живу, чем увлекаюсь, что там случилось, «Давай мне теперь расскажи...» «Стоп! Так там туалета-то нету! Зачем врёшь, что есть? Мы сейчас там все обошли, сарай только закрытый, а туалета нет никакого! Ага! Всё выдумал!» Я, наивный ребёнок, смотревший кино про доблестную советскую милицию и читавший про дядю Стёпу, пытаюсь сказать: «Как нет? Пойдёмте, даже покажу где». «Нет, выдумал! Более того, ты, парень, что-то совершил плохое! И потому выдумал!» Младшему менту командует: «Выйди-ка». Меня берёт за горло, в лицо шипит: «Я тебе сейчас башку откручу! А-ну быстро говори, что за преступление ты совершил?! Ничего? Просто выдумал?» Я в слезах «сознался». «Да, выдумал». «Ну, хорошо... Всё, лейтенант, заходи пиши, что всё выдумал».

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Позвал потом завуча, классную мою, объявил о раскрытии дела. Выдумал всё! И вообще... какой-то нездоровый он у вас, раз такие вещи выдумывает. Подписать бумажки тоже им дал. Все довольны, дело закрыто.

Психологическую травму этот мент мне нанёс, конечно, гораздо большую, чем тот придурок в туалете. Но это ещё не всё. По школе слух прошёл очень быстро, обрастая действительно выдуманными подробностями. После этого началось настоящее издевательство.

Не буду подробно описывать, не хочу. И так представить можете себе. Учиться перестал, было не до того. Замкнулся. Жил с чувством, что меня здесь нет... Продолжал ходить в школу, но как будто я тут посторонний, так, пришёл посидеть. Из оценок одни двойки. В классе — отвержение, остракизм. Трое надо мной регулярно издевались и избивали. Скорее, один заводил всех, другие двое бы без него не стали. Ему доставляло удовольствие именно перед всем классом при учителях постоянно говорить про меня: «Дурак», «П... р», «Его в туалете...» Кстати, он не гопник, из приличной семьи, потом сам подался в правоохранители, в ГИБДД, сейчас там большой и толстый начальник, готовится к выходу на пенсию. Другие классы — местная гопота, тоже не отставали. Бог уберёг один раз от реального насилия, спасли ноги.

Классная также нередко срывалась, упоминала этот эпизод. Один раз, в восьмом классе пропал классный журнал. Долго искали с криками, визгами, угрозами, так и не нашли.

А она обвинила в этой краже меня. Наплела какую-то ахинею, что журнал где-то видели за батареей отопления, а я там рядом ходил. Отвела к директору и завучу, втроём пытали, зачем я украл и куда дел журнал. В этот раз я дома промолчал. Но и буквально на следующий день никаких вопросов по поводу пропавшего журнала ко мне уже не было. Забыли. Я уже потом понял, что ей начальство сделало строгий выговор и заставило немедленно разобраться и найти виноватых. Ну, виноватых, понятно, не ищут, а назначают. А кого назначить удобнее всего? Но все это обвинение было настолько шито белыми нитками, что от меня всё-таки отстали.

Заканчивал я уже другую школу. Был достаточно большой, чтобы ездить в неё 15 км в автобусе до города. И там было всё нормально. Никакой травли. И я там ничем не выделялся. То есть, психологических проблем, как Вы понимаете, было, мягко говоря, очень много. Но в другой школе они так не проявлялись, и никому там до них дела не было. Учёбой не блистал, но материал усваивал, какой-то получше, какой-то похуже, несмотря на свои провалы в знаниях. Как компенсация за пережитое, в моей жизни наступила полоса везений. К нам пришла одна молодая учительница истории, сразу после института. Конечно, у неё не было опыта, но была расположенность к педагогической профессии, я бы даже сказал, талант. Была очень доброй, приветливой. На втором уроке вызвала меня отвечать, я ответил, что знал.. Поставила пять. Давно я не получал этой оценки. И на меня это произвело такое впечатление, что я не просто стал учить её предмет, но ещё и дополнительно интересоваться историей, купил книги, полный её курс. С ней очень приятно было общаться. Я стал отличником, сначала по истории и обществознанию, потом подтянулись и другие гуманитарные предметы. Так, личность педагога, молодого, не имевшего опыта и не ставившего целью меня как-то тянуть, никак меня не выделявшего сначала, пробудила ко мне интерес к предмету, учёбе и самообразованию. Потом она стала преподавателем вуза, я к ней уже приходил на работу, просил помочь мне по учёбе. Но это был, скорее, повод, на самом деле просто хотелось с ней увидеться и пообщаться. Наверное, она решила, что я был влюблён в неё. Но нет на самом деле. Чувство было, но другое. Тепло и благодарность.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Я университет даже закончил, хоть и заочно. По специальности, которая мне в жизни не пригодилась, но, скорее, хотел получить высшее образования, доказать, что я не «дурак». Учился, насколько это возможно в рамках такого обучения, хорошо, добросовестно, с интересом. Без троек. Из моих одноклассников высшее образование получили только я, ещё две девушки и тот гаишник.

Про школу иногда до сих пор снятся кошмарные сны. Не прошлое, и даже не реальная школа, а просто какие-то отвратительные фантастические места, но я знаю, что это моя школа и там очень плохо. В настоящую школу иногда прихожу на выборы. Не буду скрывать, что там чувствую себя неприятно».

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.