Найти в Дзене

ПОКОЛЕНИЕ I, ПРИШЕДШЕЕ НАМ НА СМЕНУ

В тот момент, когда понимаешь, что перестаёшь понимаеть представителей молодого поколения, то в голову невольно закрадыватся тяжелые мысли о скоротечно протекающих годах. И чем дальше юность уходит от тебя, тем это понимание становится отчетливей. В определенный момент и я, миллениал, который неожиданно в этом году перевалит рубеж сороколетия, ощутил, что меня всё больше окружают люди моложе меня и с которыми всё сложнее находить общий язык и точки соприкосновения. Но стоило чуть более внимательно углубиться в этот вопрос и оказалось, что это самое новое поколение существует уже довольно давно. По крайней мере, уже пять лет назад его достаточно плотно исследовали и давали советы, как выстраивать взаимодействие с его представителями. Примером такого исследования является книга профессора психологии Джин М. Твенге «Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни». Вот так легко и непринужд

В тот момент, когда понимаешь, что перестаёшь понимаеть представителей молодого поколения, то в голову невольно закрадыватся тяжелые мысли о скоротечно протекающих годах. И чем дальше юность уходит от тебя, тем это понимание становится отчетливей. В определенный момент и я, миллениал, который неожиданно в этом году перевалит рубеж сороколетия, ощутил, что меня всё больше окружают люди моложе меня и с которыми всё сложнее находить общий язык и точки соприкосновения.

Но стоило чуть более внимательно углубиться в этот вопрос и оказалось, что это самое новое поколение существует уже довольно давно. По крайней мере, уже пять лет назад его достаточно плотно исследовали и давали советы, как выстраивать взаимодействие с его представителями. Примером такого исследования является книга профессора психологии Джин М. Твенге «Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни». Вот так легко и непринужденно в заголовке даны все характеристики того, что нужно знать про современную молодежь. Сама же книга лишь развивает эти тезисы в нужном направлении и в должной мере обосновывает их. При этом сохранена вся структура социологического исследования: каждая фраза подтверждена больше чем сотней графиков и фрагментами из интервью с молодыми людьми. В то же время текст получился легкий, информативный и полезный. Что позволяет надеяться, что объекты исследования, когда ни будь сами прочтут эту книгу и увидят своё отражение.

В самом начале автор объясняет о ком же все-таки эта книга и что за странное название у этого поколения. Она про тех, кто родился после 1995 г. Когда начался период их взросления, то один за другим вышли iPhone и iPad. i – в данном случае обозначает Интернет. Именно благодаря его доступности на этих устройствах и легкости с ним обращения, он быстро захватил умы молодых людей, став одновременно и игрушкой, и учителем, и всеми социальными институтами вместе взятыми. Потому и стало возможным говорить про принципиально новое поколение, которое по аналогии с давшими ему названиями устройствами, называется iGeneration (дословный перевод «Поколение Интернета», а в транскрипции как раз «Поколение I»). Но, естественно, у такого длинного названия должно было появиться и более краткое – iGen, для которого в русском языке больше всего подходит прямая транскрипция «айдженеры». Собственно, они и являются героями этой книги.

Жизненное кредо Поколения I
Жизненное кредо Поколения I

Первое что делает Джин М. Твенге это наглядно показывает зависимость этой молодежи от средств связи: «Доступные смартфоны повлияли на все стороны жизни нового поколения, начиная с социальных связей̆ и заканчивая психическим здоровьем. Это первое поколение, которому всегда и везде доступен Интернет». А потом добавляет: «Телефон для них – это спасательный круг, часть тела или даже любовник».

Отсюда следует один из выводов книги: «Буква “i” в слове iGen означает в том числе индивидуализм (individualism), который они считают чем-то самим собой разумеющимся. Он не только в широком смысле сформировал их базовые представления о равенстве, но и привел к отказу от соблюдения привычных социальных норм и правил». Правда, этот «отказ от соблюдения» оказался у этого поколения довольно своеобразным. Вернее, он вывернут наизнанку. Вместо всех предыдущих поколений, которые сознательно начинали бунтовать против родительских устоев, айдженеры стремятся оставаться под родительской опекой как можно дольше. Вот еще одна показательная цитата: «Вопреки расхожему мнению, что каждое новое поколение взрослеет быстрее предыдущего, представители поколения I демонстрируют обратную тенденцию: восемнадцатилетний молодой человек ведет себя как пятнадцатилетний, а тринадцатилетний — как десятилетний». Отсюда и затяжное взросление, и неумение адаптироваться в учебных заведениях, и отказ от употребления алкоголя, и проблемы с устройством на работу, и сложности в отношениях, и нежелание заниматься сексом. Да-да! Это все характерные черты тех молодых людей, которых встречаешь каждый день.

Всё это быстро привело к довольно плачевному результату: «поколение I не только находится на коротком поводке у родителей, но и все реже возражает против этого… Похоже, в наши дни отцы и дети достигли полного взаимопонимания и их все устраивает». Следствием этого стала и практически безразличное отношение айдженеров к политике. Они не интересуются новостями и не стремятся активно участвовать в политической жизни. Очевидно, что рано или поздно им это делать придется, но сейчас они все еще прячутся в свои тихие и уютные виртуальные мирки. Молодежь просто не видят зависмости их повседневной жизни от принимаемых политических решений.

Но автор сумела показать, что проблема гораздо шире простой пассивности. Айдженеры – это поколение, которое зациклилось на собственной безопасности и комфорте. Вот примечательная цитата из книги: «Постоянно думая о своей безопасности, человек рано или поздно задумывается о том, как оградить себя и от эмоциональных потрясений. Забота об «эмоциональной безопасности» - уникальное изобретение поколения I. Она включает в себя уклонение от любого потенциального негативного опыта. Все это создает сложности как для самих айдженеров, так и для представителей старших поколений, которые хотят их понять». Может быть, эта связь и не столь очевидна, но сегодня целое поколение стало целиком зависимым исключительно от технологий.

На мой взгляд, автор исследования упустила довольно важный момент. А именно не дала ответа на вопрос, что же является культурной составляющей этого самого поколения? Смотрят айдженеры короткие ролики, но ведь ролики то на самые разные темы. Одни из них проходят незамеченными, другие становятся вирусными и буквально перекочевывают во весь остальной контекст. Или неоднократно упоминается любовь молодых к сериалам Netflix. Но данный сервис выпускает этих сериалов столько, что они вполне могут сформировать диаметрально противоположные картины восприятия мира. Про музыку и говорить не приходится. Она кажется странной и непонятной, но и у айдженеров есть свои кумиры, чьи видео набирают невероятное количество просмотров, а незатейливые биты звучат буквально отовсюду. Я понимаю, что коснись Джин М. Твенге хотя бы частично этой темы, то, вероятнее всего, в итоге получилось бы исследование равное по объему представленному. Но если бы, оно было хотя бы в общих чертах, то думаю, что представители поколения I стали бы чуть более понятными.

Другая особенность поколения I, которое автор почему то оставил в стороне, это географическое распространение его представителей. Айдженеры стали первым универсальным поколением. Из-за того, что основой их культуры стала всемирная сеть, то для них изначально не существовало географических или языковых барьеров. Они свободно могут общаться с представителями других стран и континентов. Это, в конечном счете, и сформировало это самое поколение как нечто единое и целостное. Потому, когда я читал это исследование, то замечал определенные отличие в описаниях моего поколения и предшествующих ему. Но вот айдженеры, описанные в книге, полностью соответствовали представителям с которыми мне доводится общаться. В чем-то больше, в чем-то меньше, но в целом практически все описания из книги оказались справедливыми для нашей страны.

Конечно, можно возразить, что исследование американского социолога (Джин М. Твенге профессор университета Сан-Диего. На момент проведения исследования проработала более 25 лет), к тому же выпущенное довольно давно (оригинал книги вышел в 2017 г., русскоязычное издание в 2019 г. – для социологии довольно приличный срок), не может привести к объективному и адекватному восприятию явления. Я согласен, что сейчас многое уже изменилось. Snapchat, идущий по тексту книги как наиболее популярное у айдженеров приложение, давно забыт, поскольку его давно сменило уже множество более актуальных приложений. Сегодня молодежь залипает именно в них. Но общий принцип, выявленный в книге, от этого не изменился. Айдженеры по прежнему не расстаются со своими гаджетами, все больше делая их единственными средствами коммуникации.

Хочется нам того или нет, но именно это поколение пришло нам на смену. Я уверен (и Джин М. Твенге это подтверждает), что если они как следует встряхнутся, сбросят с себя оковы зависимости от гаджетов, избавятся от страхов и затянувшегося инфантилизма, то их ждет прекрасное будущее. Ведь именно им теперь предстоит его творить.