Найти тему
ВТБ Страна

5 шедевров искусства, которым предрекали провал

Оглавление

Сегодня мы восхищаемся Первой симфонией Рахманинова, хотя композитор хотел уничтожить свое творение, или снова и снова ходим на постановки «Чайки», а ведь премьера чеховской пьесы провалилась. Команда проекта «ВТБ — России» вспоминает, какие еще общепризнанные сейчас шедевры не нашли отклика у современников.

«Чайка»: пьеса Чехова, в успех которой не верил сам автор

Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд и другие в день показа «Чайки» в Художественно-общедоступном театре в 1898 году © Public Domain
Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд и другие в день показа «Чайки» в Художественно-общедоступном театре в 1898 году © Public Domain

В 1896 году на сцене Александринского театра состоялась премьера пьесы Антона Чехова «Чайка». Критики и зрители остались недовольны увиденным. Но писатель был готов к провалу. После представления он написал своему другу, драматургу Алексею Суворину: «Да, самолюбие мое было уязвлено, но ведь это не с неба свалилось; я ожидал неуспеха и уже был подготовлен к нему, о чем и предупреждал Вас с полною искренностью». Впрочем, некоторые прогрессивные критики отмечали, что в художественном смысле пьеса довольно своеобразна.

Два года спустя «Чайку» поставили в новом Художественно-общедоступном театре — будущем МХТ. Над спектаклем работали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Станиславский телеграфировал Чехову:
«Только что сыграли „Чайку“ , успех колоссальный. <...> Мы сумасшедшие от счастья. Все тебя крепко целуем». Триумф пьесы сподвиг Антона Павловича и дальше развиваться в драматургии.

Первая симфония: работа Рахманинова, которую композитор пытался уничтожить

Сергей Рахманинов, между 1910 и 1920 годами © Public Domain
Сергей Рахманинов, между 1910 и 1920 годами © Public Domain

15 марта 1897 года успешная карьера Сергея Рахманинова была омрачена неудачным выступлением. Он представлял Первую симфонию, а дирижировать взялся Александр Глазунов, имевший небольшой опыт в этом качестве. К тому же звучание Первой симфонии было слишком новаторским для тех лет. В итоге произведение не понравилось ни зрителям, ни критикам. Из-за провала Рахманинов велел уничтожить партитуру и наложил строгий запрет на исполнение этой музыки.

В 1944 году музыковед Александр Оссовский заполучил чудом сохранившиеся оркестровые голоса симфонии и по ним восстановил партитуру. В 1945 году, спустя два года после смерти Рахманинова, Первая симфония прозвучала в Москве, а в 1948 году — в Филадельфийской академии музыки. Успех был колоссальным. Сегодня Первая симфония Рахманинова считается шедевром и входит в репертуар лучших мировых оркестров.

«Мальчик в голубом пиджаке»: картина Модильяни за 11,2 млн долларов

Амедео Модильяни. «Мальчик в голубом пиджаке», 1918 год, частная коллекция © Public Domain
Амедео Модильяни. «Мальчик в голубом пиджаке», 1918 год, частная коллекция © Public Domain

Итальянский художник Амедео Модильяни — один из ключевых представителей экспрессионизма. Но при жизни его работы не удостаивались высокой оценки. За всю жизнь Амедео провел только одну персональную выставку, которая вызвала жуткий скандал. Модильяни представил обнаженные натуры — правдоподобные, портретные, живые. Сегодня картины Амедео в жанре ню считаются жемчужиной его творчества, но в те годы публика была крайне возмущена такой откровенностью.

Впрочем, не только ню-полотна художника не были понятны обществу. Так, в 1918 году Модильяни написал «Мальчика в голубом пиджаке». Как и многие другие его творения, эта картина долгое время оставалась никому не нужной. А в 2004 году частный коллекционер купил ее на аукционе Sotheby’s за колоссальные 11,2 млн долларов.

«Процесс»: роман Кафки, который должен был сгореть

Обложка первого издания романа «Процесс» Франца Кафки, 1925 год © Public Domain
Обложка первого издания романа «Процесс» Франца Кафки, 1925 год © Public Domain

Франц Кафка был гением литературы, но не верил в это. При жизни он напечатал всего несколько рассказов, которые не привлекли внимания публики. Он писал наброски, полные идей абсурда и одиночества, в стол. Перед смертью он завещал своему другу Максу Броду сжечь его черновики. К счастью для нас, Макс ослушался.

После того как Брод опубликовал работы Франца Кафки, критики и читатели начали интересоваться загадочными историями пражского писателя. Особенной любви удостоился философский роман «Процесс», рассказывающий о противостоянии маленького человека и большой системы. Публика увидела его в 1925 году, а в 2002 году Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Нобеля включили «Процесс» в список «100 лучших книг всех времен».

Дом культуры имени Русакова: постройка Мельникова, которую считали уродством

Дом культуры имени Русакова, архитектор Константин Мельников, 1931 год © Public Domain
Дом культуры имени Русакова, архитектор Константин Мельников, 1931 год © Public Domain

Дом культуры имени Русакова — объект культурного наследия России и часть Всемирного фонда памятников архитектуры. Но в 1929 году, когда Константин Мельников завершил постройку, здание осмеяли. Его называли уродством и считали, что в нем «все человеческие представления об архитектуре поставлены вверх ногами».

Дом — первое в мире сооружение, в котором балконы амфитеатра располагаются в выступах на фасаде и вынесены на улицу. Балконы могли отделяться от зала вертикальными ширмами и образовывать отдельные аудитории на 180 человек. Благодаря этим передвижным перегородкам вместимость зала можно было увеличивать от 250 до 1500 человек. По задумке Мельникова, внутри можно проводить массовые мероприятия — тренировки и спортивные состязания, театральные постановки, лекции и многое другое. А сегодня в здании находится Театр Романа Виктюка.

Многие работы художников, писателей, архитекторов и музыкантов опережают свое время. Так происходит из-за нестандартного мышления авторов, их творческого взгляда на мир, желания найти новое и необычное. К счастью, рано или поздно шедевры находят отклик в человеческих сердцах — всему свое время.