Найти в Дзене
Игорь Орлов

3 добродетельных навыка святого Иоанна Лествичника и дар рассуждения.

Оглавление
Святой Иоанн Лествичник
Святой Иоанн Лествичник

Святой Иоанна Лествичник (игумен Синайской обители, автор труда «Лествица)обрел от Бога три добродетельных (полезных) навыка, вследствие практики своей духовной жизни.

Монастырь святой Екатерины у подножия горы Синай, Египет. Святой Иоанн был игуменом этой обители на Синае, когда она еще не назывался монастырем святой Екатерины. Сейчас этот монастырь относится к Иерусалимскому патриархату.
Монастырь святой Екатерины у подножия горы Синай, Египет. Святой Иоанн был игуменом этой обители на Синае, когда она еще не назывался монастырем святой Екатерины. Сейчас этот монастырь относится к Иерусалимскому патриархату.

Возможно, они могут быть полезны и многим другим людям, живущим духовной жизнью. В миру ли, обществе или затворе, пустыни.

Что это за навыки?

Они направлены к трем важным вещам: чреву, славе и сну.

1. Управления плотью и чревом.

Святой Иоанн не был суровым аскетом, но размеренным.

Об этом писал о нем инок Раифский Даниил, современник святого Иоанна.

Святой Иоанн понимал, и писал об этом в «Лествице» (слово 16), что победить чрево полностью нельзя до смерти своей. И попытки такие надо отбросить.

Потому, неразумны те подвижники, которые пытаются умертвить свое чрево, желая тем послужить Богу. Чрево мстительно. Многие из таких «суровых подавителей чрева" падали потом и лишались благодати.

Грех чревоугодия страшен тем, что подменяет Бога чревом и служит ему. Сначала кормит чрево едой, потом лекарствами, и думает больше всего о нем.
Грех чревоугодия страшен тем, что подменяет Бога чревом и служит ему. Сначала кормит чрево едой, потом лекарствами, и думает больше всего о нем.

Но неразумно и иное: во всем потакать чреву, тем самым ублажая только его и ограничивая им свою духовную жизнь.

Поступать надо благоразумно, понимая смысл: не возгордится от постничества (и потому умеренно есть), но и не ублажать чрево, перекармливая его (чтобы оно не стало нам владыкой).

Святой Иоанн практически нашел такой баланс, такое практическое управление чревом (и через это отсек многие телесные страсти, приземляющие).

Он кушал рыбу, мед, орехи, хлеб, но умеренно. Постясь так, он не гордился собой (ибо не было поводов) и не ублажал чрево (а управлял им). Чрево служило ему, а не наоборот.

2. Управление тщеславием.

Грех тщеславия, как замечал не только сам Лествичник, но и иные подвижники до и после него, проявляет себя в излишней болтливости и поиске многого пустого общения (это не касается деловых переговоров или общения с клиентами по работе во благо клиента - прим. автора). Это именно пустая болтливость, имеющая честь похвастать собой в общении. Хочет человек покрасоваться собой и ищет людей для этого.

-4

Грех тщеславия, если посмотреть в него глубже, что отнимает?

Вместо славы от истинных трудов и благодати, которую обретает человек, живя по Богу и с Богом, он обретает мнимую, пустую, фальшивую славу. Яркую обертку вместо конфетки.

Ключевой грех не в "славе", а в "тщетности", то есть подмене славы мнимостью ее. Кого Бог славит, тот прославлен бывает на века человечества.

Для монахов тщеславие выражается в том, что они часто выходят из келлии своей и «ходят» в гости к другим монахам, ведя разговоры, вместо того, чтобы молиться и заниматься душеполезным делом.

Понимая, как устроено коварное тщеславие (оно мешает стяжать благодать и выплескивает ее на пустоделие, пустословие) , святой Иоанн Лествичник, старался избегать лишних общений и выходов из келлии. Удалялся в пустынь.

3. Управление сном и бдение.

Самая сильная молитва, говорят не только монашествующие, но и опытные молитвенники - миряне, происходит ночью. Зная это, молящиеся стараются найти время ночью для молитвы. Многие сильные и исполняющиеся молитвы творились и творятся ночью. Это положительная сторона бдения.

Но есть и другая, когда «жадность к благодати» толкает людей на бессонные ночи. Многие из таких подвижников повреждались умом.

Бдение для ночной молитвы полезно в меру.

Самая сильная молитва ночью, но, когда она в меру. Когда на молитву ночью поднимает Бог.
Самая сильная молитва ночью, но, когда она в меру. Когда на молитву ночью поднимает Бог.

Святой Иоанн Лествичник опытно нашел (и Бог помог по трудам и поискам его) свою меру ночной молитвы и бдения.

Чтобы с одной стороны напитать ум и душу Светом Божьим через глубокую молитву. А с другой стороны не пережечь ум, не повредиться им.

Послесловие.

Святой Иоанн Лествичник был представителем Египетского монашества. В этом (суровым трудами) монашестве очень большое значение придавалось трудам и личностным возрастаниям в Боге самого человека. Недаром, что сокровищница «Лествицы» родилась в недрах именно этого монашества. В нем считали, что Бог подаст и поможет человеку, если человек сам трудится в этом направлении: проявляет волю, терпение, учится, уповает на Бога, приносит покаяние в тех помыслах, которые ограничивают его духовную жизнь.

Часовня Иоанна Лествичника в Египетской пустыни, у Синая. Место, где сотворил святой свою "Лествицу".
Часовня Иоанна Лествичника в Египетской пустыни, у Синая. Место, где сотворил святой свою "Лествицу".

Важным духовным качеством, помогавшим святому Иоанну, был дар рассуждения. Дар этот стяжается опытно, открывается не сразу Богом. Открывается тогда, когда человек не грубо, обще подходит к духовной жизни, не с жадностью охватить все и сразу, а тонко, гибко, адаптивно, мягко, последовательно. Когда он ищет меру добродетельную во всем: добра без зла.

(Потому ведь и "Лествица", лестница (последовательное восхождение вверх, к Богу, высшим добродетелям), а не ракета в Небеса.

-7

Бог, видя такие старания – подает в помощь человеку дар рассуждения. Лишь с опорой на этот дар можно стяжать вершинные, христианские добродетели.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.