При знакомстве с обучением служением важно понимать, что проекты в этой области очень разнообразны и подходят любому. Донорские проекты, помощь социальным организациям и сохранение природы — всё это доступно благодаря service learning. Как помогать своими навыками в разных сферах, мы спросили непосредственно у тех, кто отвечает за «буквы» в «Кириллице» — её лидеров среди студентов Вышки.
Помогая действием
— Что важно делать в донорских проектах, помимо сдачи крови? Какие компетенции помогают в этом?
Вильям Саргсян, лидер донорского направления, организатор донорского движения в Армянском клубе
— Я считаю, что в донорских проектах популяризация самого движения чуть ли не важнее, чем непосредственная сдача крови.
Для того, чтобы грамотно нести информацию в массы, нужно хорошо разбираться в тонкостях процесса донации, его влияния на организм, и в том, как именно донор помогает нуждающимся в переливании.
В наших проектах мы стараемся в первую очередь донести людям простую мысль: донорство — это безопасно, просто и даже полезно!
Работа над Днями донора очень вдохновляет: такие мероприятия объединяют людей для важного дела — спасения десятков (или даже сотен) жизней.
Когда видишь, с какой отзывчивостью волонтёры приходят помогать другим, совершенно им не знакомым людям, сразу хочется всем рассказать, как здорово и почётно быть донором!
— Какими качествами должен обладать человек, идущий в инклюзивную направленность? Как эти качества помогут ему в создании проектов, и какие это будут проекты?
Лейла Биннатова, лидер инклюзивного направления, волонтёр «Открой Глаза»
— Инклюзивная направленность — это та сфера благотворительности, которая напрямую связана с людьми. В ней нужно быть понимающим, эмпатичным, открытым к новому опыту, коммуникабельным и, самое главное, готовым к постоянному обучению. Все эти качества помогут в будущем в работе над различными проектами, к примеру, в подготовке логотипа для благотворительного фонда или при создании стратегического плана.
— Проекты по общественной безопасности — это что-то необычное и серьёзное. Почему ты выбрала именно это направление? Что в нём можно делать?
Арина Андреева, лидер направления общественной безопасности
— Безопасность в современном мире можно трактовать по-разному. К ней относится как физическая защищённость, так и кибербезопасность, психологическое здоровье и быстрое реагирование на возникающие ситуации.
В рамках проектов общественной безопасности можно подготовить студентов к неординарным ситуациям, в которых они могут помочь спастись не только себе, но и ближнему.
Среди подобных проектов мне очень откликается деятельность добровольческого некоммерческого общественного объединения, занимающегося поиском потерявшихся людей «ЛизаАлерт», а также проект волонтёров допсихологической помощи Вышки.
Помогая знанием
— Как грамотно сохранять культуру и посвящать в неё уже взрослых людей? Как знания истории и античности могут помочь в создании социальных проектов?
Любава Ефимова, лидер культурно-исторического направления
— Есть несколько способов, которые могут помочь в сохранении культуры и посвящении в неё взрослых людей:
- Организация выставок и экскурсий.
- Вовлечение взрослых в проведение лекций и дискуссий, на которых можно узнать больше о культуре и истории. В современном мире важно заинтересовать людей темой культуры и предложить им увлекательный формат знакомства, используя медиаформаты и играя на современных трендах.
У Третьяковской галереи есть видео-проект с экскурсиями по галерее, которые ведут русские знаменитости: экскурсию уже провёл Хабенский!
3. Знания истории и античности могут помочь в создании социальных проектов, если соединить имеющиеся теоретические знания с практикой. Например, можно реализовывать проекты по сохранению культурного наследия и заниматься реставрацией памятников архитектуры (и наконец закончить реставрацию собора Святой Софии!).
4. Можно развивать проекты, связанные с историческим туризмом, познакомив людей с культовыми достопримечательностями.
— Какие социальные проекты могут быть реализованы в таком широком направлении, как «просветительское»?
Алсу Юсупова, лидер просветительского направления
— Одной из важнейших задач любой просветительской деятельности является передача знаний, навыков и культурных ценностей общественности в рамках определённой сферы деятельности. Добрые дела не являются исключением, так как у многих наблюдается искажённое понятие того, насколько правдива и реальна эта отрасль. Медиасопровождение таких дел — это один из способов показать миру, что на самом деле является бескорыстной и безвозмездной помощью. Это возможность зацепить человека с помощью фотографий, видео и слов, показав ему реальные эмоции тех, кто имеет отношение к добрым делам. И не всегда эмоции бывают негативные, — именно эту задачу решают социально-просветительские проекты, направленные в сторону медиа.
Это как простор для собственного творчества, которое может быть использовано во благо, так и рефлексия над произошедшим — иногда мы хуже замечаем эмоции в моменте, чем когда рефлексируем над событием, смотря в экран монитора.
Медиа, как верный друг каждого человека и самый эффективный способ коммуникации в 21 веке, является лучшим средством репрезентации социального сектора, которому чрезвычайно ценно человеческое доверие.
Адель Файзуллина, лидер просветительского направления
— Уже больше года в качестве волонтёра-куратора я участвую в проекте «Академия школьников» Центра взаимодействия с регионами Вышки. Начиная с февраля 2022 года, я приняла участие в 4 образовательных выездах в Вороново. На этих выездах собираются замотивированные школьники с 8 по 11 класс из разных регионов России. Они слушают лекции по социологии, политологии, экономике, посещают занятия по математике и английскому (дети делятся по направлениям) от преподавателей Вышки. Моя задача как куратора — познакомить их между собой, провести нетворкинг, помочь с проектной деятельностью (один из элементов программы выезда), рассказать о поступлении в Вышку и обучении здесь.
Таким образом, будучи студенткой Вышки, я могу поделиться с ребятами опытом и знаниями, которые получила за время обучения, и, возможно, помочь кому-то определиться с траекторией поступления.
— Какое отношение имеет обучение служением к экологии? Как связаны экологические проекты со своим символом — буквой «земля»?
Даша Лапко, лидер экологического направления
— Экология и обучение служением очень тесно связаны. Невозможно не заметить, сколько сейчас ходит разговоров в СМИ об экологических проблемах в мире. Вырубка лесов, разрушение озонового слоя, сокращение биоразнообразия. Услышав это, невольно начинаешь задумываться: а как я могу помочь?
Классические практики, такие как сортировка отходов и использование многоразовой посуды, уже вошли в жизни многих, но этого, к сожалению, недостаточно, чтобы кардинально поменять ситуацию.
Нужно внедрять экологичный образ жизни там, где он слабо развит, просвещать людей и, главное, оказывать влияние на законодательном уровне.
Многие из этих проблем может решить применение студентами соответствующих знаний из их образовательной программы.
Например, студенты с ОП «Реклама и связи с общественностью» смогут помочь с рекламной кампанией для просвещения жителей городов и других населённых пунктов об осознанном подходе к жизни, а студенты с ОП «Юриспруденция» смогут изучить экологические законы, найти в них бреши, помочь усовершенствовать законодательство в сфере охраны природы.
Думаю, любым знаниям в этой сфере можно найти практическое применение, а «зелёные» фонды и НКО никогда не откажутся от помощи в добром деле.
Достаточно очевидно, почему слово «земля», и буква «З», были выбраны для экологического направления в программе «Кириллица». Земля — это название планеты, на которой мы все живём. Эта планета уникальна в своём сочетании факторов для комфортной жизни. Наличие воды, пригодной для питья, атмосферы, пригодной для дыхания, удовлетворительная температура и фотосинтез в растениях, пригодных в пищу. Немудрено, что учёные до сих пор не нашли похожую планету во всей Солнечной системе и за её пределами.
Земля — это почва у нас под ногами. Если возвращаться к оригинальному смыслу этой буквы в кириллическом алфавите, земля — то, что кормит нас, что придаёт силы и помогает крепко стоять на ногах. Не зря издавна её называли «Мать Сыра Земля». С тех пор отношение к земле, безусловно, изменилось, но цель всё та же: мы должны уважать и охранять то, что приносит нам блага.
В современной экологии существует такой термин, как устойчивость (англ. sustainability). Это подход, который предполагает безопасное взаимодействие природы и человека. К этому должны стремиться все, от единичных людей и компаний, до целых городов и стран. И путь к этому могут проложить проекты в рамках обучения служением.