Найти тему
663 подписчика

ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ_ СИМВОЛЫ КРАСОТЫ У РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ_ СИМВОЛЫ КРАСОТЫ У РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ //Поэты говорят обыкновенно об одном из трёх: или о страдании, или о смерти, или о красоте (Анненский)// Пушкин_ Только эстетика_ Гений чистой

ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ_ СИМВОЛЫ КРАСОТЫ

У РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

//Поэты говорят обыкновенно об одном из трёх: или о страдании, или о смерти, или о красоте (Анненский)//

Пушкин_ Только эстетика_ Гений чистой красоты_Мимолетное видение

На мой взгляд, гений чистой красоты ослепляет, а через всю поэзию Пушкина проходит более жизненное отношение к красоте. Красота у него сияет как равнодушная природа, живет особой жизнью, чуждой человеку. Чем более она нужна человеку, тем менее ей нужен человек. Да, поэт всё это сознавал. Его символы красоты скорбные. Он прекрасно знал и свой темперамент, и свое ненасытное, некрасивое, пугающее красоту негритянство. Через всю поэзию Пушкина проходит печальное самопризнание, что красота его отвергает. И в довершение – его любовь к жене, отвергаемая ею. Пушкин не овладел этой сияющей, равнодушной красотой. Признаюсь, я с болью пишу эти строки. И даже делаю свой, особый вывод. Для меня Пушкин, его поэзия – это безусловная, чистая красота. И она не может подчинять – она создана для того чтобы просто сиять. Именно в этом я вижу величие и трагизм Пушкина. А окружающим, в том числе, красавице Наталье Николаевне, следовало бы иметь особый, чуткий настрой струны души, чтобы воспринимать Пушкина во всём его величии. А окружающие, в т.ч. Н.Н, были ущербны, просто-напросто духовные калеки, если не понимали, с кем им посчастливилось общаться.

Лермонтов_ Тревога, угроза и вызов сильному

Мятежный парус просит бурю, Казбек борется с человеком, мцыри борется с барсом. Красота женщины была для Лермонтова вызовом. Он принимал только вызов, но ему не нужно было этого счастья, которое обещала красота. Тут я соглашаюсь с Анненским -поэзия Лермонтова отзвучала слишком рано, он ещё не успел сложиться, а путь выбрал необычный – путь смелых и отчаянных. Вызов Ундины в лодке, вызов в красоте Бэлы, вызов в отказе от Мэри. Вызов и высокомерный отказ. Такой был мальчик. Ведь он не просто гений – он был пришелец. Это уже моё скромное мнение.

«Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!».

Гоголь_ Красота для него была близка к несчастью. В нем жил ипохондрик, больной аскет

На его красоте лежит страдальческий отпечаток. Красотой для него была его Катерина, бледная и обреченная жертва колдуна, избитая панночка, измученная голодом полячка. Красота не только не давала, но и никогда не обещала Гоголю счастья. Он любил её только склоненной, подавленной и смотрящей скорбно.

Тургенев_Едва ли был ещё другой русский писатель, который бы с такой полнотой и с таким самозабвением умел уходить под обаяние женской красоты, как Тургенев.

Да, вереница красивых и умных женщин проходит перед нами в его повестях. Но добавлю, однообразная вереница. Красавицы все умные, сильные, стойкие, отважные, преданные. Что ж, тургеневские девушки и женщины, несмотря на однообразный психологизм, это ряд лучших женских образов в русской литературе. Хорошо, что именно их встретил Тургенев, хорошо, что написал о них. Их однообразие не для перечитывания. Но, но, но… Среди всех этих замечательных девушек для меня есть одна драгоценная шкатулка, которую я люблю открывать в соответствующем настроении, чтобы насладиться этой волшебной мелодией первой любви. Да, это повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь». Целомудрие, нежность, грусть, ожидание, предвкушение – всё в ней. «Мне грустно и легко: печаль моя светла; печаль моя полна тобою»

Достоевский_ Красота для Федора Михайловича Достоевского это страшная сила, убийственная. Красота и грех идут неразлучной парой.

Достоевский тоже видел в красоте власть, но это не пьянящая власть наслаждения, для которой Тургенев забывал всё на свете, а лирически-приподнятая, раскаянно-усиленная исповедь греха. Красота Достоевского то кается, то колотится в истерике. И, может, главное, что я вижу в красоте Достоевского – она всегда носит глубокую рану в сердце. И почти всегда пережитое ею страшное оскорбление придает ей трагический характер.

Лев Толстой_ В молодости его редко занимал вопрос о красоте. По мнению Анненского, начиная с ВиМ, красота для Толстого определилась в качестве хитрого врага. «Прикидываясь моей добычей, этот враг хочет меня погубить, но я разгадал его фортель, и придет время, когда я с ним рассчитаюсь» Женская красота для Толстого должна быть непременно скромной, как фиалка и прятаться под большими полями шляпы.

Дорогого Льва Николаевича Толстого мне даже комментировать не хочется – неинтересно..

Так что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?(Заболоцкий)