Крыша не возводится, пока не заложен фундамент дома. В видеопроизводстве все так же: существуют три этапа создания видеороликов, три кита, три богатыря. Отсутствие одного из них негативно сказывается на итоговом результате. Что это за этапы и какие задачи выполняет каждый из них?
Почему их три?
Деление на этапы видеопроизводства появились для упрощения процессов управления и коммуникации. Существует 3 этапа создания роликов: препродакшн (pre-production), продакшн (production), постпродакшн (post-production). Как правило, это линейный процесс, но бывают особые случаи, когда какие-то процессы идут параллельно.
Этап №1 — Препродакшн
Препродакшн может занимать до 70% всего времени работы над проектом. Главная задача этапа — максимально подготовить команду к предстоящим съёмкам.
Этот этап начинается с момента оформления документов между заказчиком и исполнителем. Режиссёр узнаёт идею и совместно со сценаристом приступает к написанию литературного сценария. В нём отражаются все визуальные приёмы, которые будут реализованы. Один из главных моментов препродакшна — согласование сценария. После его утверждения начинается основная часть препродакшна.
Режиссёр взаимодействует с командой и продумывает съёмочный процесс со всех возможных сторон. Совместно с продюсером решаются сопутствующие вопросы: логистика, юридическое оформление съёмок, продумывание графика съёмок. Также на этапе препродакшна проводятся кастинг и подбор локации для съёмок.
Виталий Капитонов, режиссёр и продюсер KINEMOTOR Production:
«Подготовительный период в видеопродакшне похож на работу в event-сфере. Например, концерт длится 2 часа, но готовиться к нему начинают за несколько месяцев. Второго шанса всё продумать не будет. Обычно у нас проходит тщательная и длительная подготовка, после которой начинается короткий съёмочный период».
После согласования с клиентом литературного сценария, составляется более подробный режиссёрский сценарий, включающий в себя технические подробности создания ролика. Этап препродакшна заканчивается написанием и утверждением PPM-book. В этом документе находятся:
- итоги брифингов;
- основная информация;
- moodboard с образами и одеждой;
- документ с цветовыми решениями видеоролика;
- кадры референсов;
- режиссёрский сценарий;
- перечень и фотографии съёмочных локаций;
- фотографии утверждённых актёров;
- техническая документация проекта.
Этап №2 — Продакшн
У нас продакшн начинается с освоения. Реквизитор, художник-постановщик, инженер и техническая группа выезжают на локацию. Они готовят всё необходимое для будущих съёмок: устанавливают декорации, проводят электричество и др.
Главным днём продакшна является первый съёмочный день. Киношники — люди суеверный, поэтому в игровом кино есть традиция разбивать расписанную тарелку о световой штатив перед началом записи, это считается доброй приметой.
Как работает съёмочная бригада на площадке?
На съёмочной смене важна четко налаженная последовательность процессов. Участники бригады знают свою работу и не создают лишней суеты: пока оператор выстраивает камеры и свет, визажист занимается гримом. Именно поэтому важно, чтобы посторонние не присутствовали на площадке.
Этап №3 — Постпродакшн
Настоящий постпродакшн начинается ещё на первом этапе. Во время общего сбора команды совместно продумываются:
- монтаж;
- музыка;
- саунд-дизайн;
- дикторское озвучивание (голос, текст);
- графика.
Основная работа на этапе начинается, когда все съёмочные материалы оказываются в руках команды постпродакшна. В этот момент создание видео напоминает конструктор. Создаются монтажные версии, которые обретают звук и графику, проходят цветокоррекцию и очистку clean-up. Ролик собирается из кусочков воедино.
Когда всё готово и видео окончательно утверждено заказчиком, его публикуют. Оно появляется на запланированных клиентом площадках, и на этом для нас заканчивается этап постпродакшна.