Найти в Дзене

Предисловие

Эта история, как и множество других, начинается задолго до моего появления на свет в уездном городе "Z" (сколь бы комично это не выглядело в реалиях настоящего).

2000-е, тянутся тяжелые годы после развала, и понемногу люди начинают приходить в себя. Исторические события 90-х перемололи множество судеб, и люди с опаской ждут нового дня, нового будущего. Кризис, дефолт и до кучи полная неопределенность. При всех этих обстоятельствах теплится надежда, граничащая со страхом.

Маленький провинциальный рабочий городок, коих немало в нашей стране, прославлен мастерами оружейного искусства. Народ суровый и угрюмый, как и полагается уставшим заводчанам, многотысячно попавшим под сокращение.

Где найти силы жить дальше? Что уж говорить о какой-то натянутой улыбке. Конец света при переходе в новое тысячелетие был реально насущным вопросом, но не состоялся. (правда ли?). И все же обратно к 90-м, к истории.

Так уж сложилось, что мой брат родился в период развала СССР, в голодном и ужасном 1991. Мама стояла в очереди за плавленными сырками когда начались схватки. Отца на тот момент уже распределили в деревню по работе, и он уехал подготавливать дом к приезду семьи. Мама осталась рожать. Отец, как молодой специалист, приступил к работе в районных электросетях. За едой и вещами стояли ночами в очередях. Помогало только хозяйство бабушек с дедушками. Деньги были, но купить на них было нечего, на полках была пустота. Дом обогревался трамвайными печами, выжигающими воздух. Зимой было ужасно холодно, брат плохо спал и у матери практически не было молока его кормить. Спасались чем могли, месяцами жили на одной картошке с остатками аджики, выполосканной из баночки, находили смеси для кормления. Так продержались полтора года. От безысходности, устав мерзнуть в конторском ветхом доме, родители перебрались в город Z, где жила мамина сестра, на тот момент достаточно влиятельный и известный человек в городе. Для отца нашлась работа. 1995 год. Брата отдали в сад, мама пошла работать в педколледж на трудовое отделение. Дела понемногу наладились. Она хотела выпустить свою первую группу и уйти в декрет за вторым в 1999. Судьба распорядилась иначе.

1998 год - дефолт, пропала без вести мамина сестра. "Закатали в асфальт"- так говорили злые языки. Все дело в том, что тетя под свою ответственность арендовала два экскаватора, и их угнали. Потом многочисленные суды, арест дома и борьба за возможность жить под родной крышей. 7 лет длились суды за половину дома, кредит за кредитом, чтобы расплатиться с приставами. В 2000 поступил первый звонок от тетиного сына: "живы-здоровы" это была семейная тайна, официально приставы нашли тетю в 2006 на другом конце страны. И вот настало время "отложенных детей". На три года позже, чем планировалось, в потоке трудностей, в 2001 году появилась я.

До 2003 отец проработал в электросетях, и ему предложили должность главного инженера по технической части на хлебозаводе (организованный на месте кузнечно-прессового завода, он обносился бывшими работниками. Вилы, лопаты, цветной металл - все продавалось за стакан водки). Все, что можно было продать, тащилось по округе и сбывалось за копейки. На пустом месте папа стал работать. В 2004 мама вышла из декрета. Ушла из педколледжа спустя месяц, из-за сокращения набора и закрытия трудового отделения. Устроилась оператором на АЗС. 6 лет она проработала сутки через трое, сутки через сутки(в худших случаях, когда болели подменные операторы) в ночных сменах, пока не появилась должность менеджера. В подчинение ей дали две заправочные станции.

Оба моих родителя стали работать день и ночь, чтобы обеспечить нас с братом. Я осознала, как много времени они пахали, чтобы у нас было все, чего не было у них, только спустя все эти годы. Преодолевая все перепитии судьбы, они старались принимать максимальное участие и в нашем обучении, и в организации нашего досуга, и в любых маленьких детских делах, прививая интерес и любовь к этому миру, труду, творчеству и всему доброму и светлому.

И если сейчас с детьми принято не сюсюкаться, а разговаривать как со взрослыми с младенчества, то, кажется, я знаю, откуда это пошло. Воспитывали нас взрослыми не по годам.