Найти в Дзене

По Чуйскому тракту: Белый Бом (742км)

Поговорим сегодня о БОМе.Что такое БОМ? Бом-бом, тили-бом,загорелся Кошкин Дом…Что-то не то. Сейчас я вам расскажу. Бом –именно так повсеместно в Горном Алтае называют высокую отвесную скалу или утес, обрывающиеся к руслу реки или к дороге. Бомы привычны на дорогах Горного Алтая, ранее они были почти непреодолимым препятствием для путников. Много значимых бомов вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуи. Особенно выдающиеся Бомы имеют свои собственные имена- Бом Кур-Кечу, Бом Иту-кая, Бичикту Бом, Бом Уркош, Бом Кынырар, Бом Айры-Таш, Бом Яломан и наш Белый Бом. Сам Чуйский тракт-это дорога с древнейшей историей. Сначала по местам нынешнего тракта змеилась тропа для вьючных животных; по ней везли товары, шли путники в Монголию и Китай, а также обратно.Называлась тропа Мунгальский тракт. Сейчас это Федеральная автомобильная трасса № Р256 от г.Новосибирска до границы с Монголией в Ташанте с прекрасным асфальтовым покрытием. Вообще, в народе принято считать началом Чуйского тракта г.Бийск.

Поговорим сегодня о БОМе.Что такое БОМ? Бом-бом, тили-бом,загорелся Кошкин Дом…Что-то не то. Сейчас я вам расскажу.

Бом –именно так повсеместно в Горном Алтае называют высокую отвесную скалу или утес, обрывающиеся к руслу реки или к дороге. Бомы привычны на дорогах Горного Алтая, ранее они были почти непреодолимым препятствием для путников.

Много значимых бомов вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуи. Особенно выдающиеся Бомы имеют свои собственные имена- Бом Кур-Кечу, Бом Иту-кая, Бичикту Бом, Бом Уркош, Бом Кынырар, Бом Айры-Таш, Бом Яломан и наш Белый Бом.

Сам Чуйский тракт-это дорога с древнейшей историей. Сначала по местам нынешнего тракта змеилась тропа для вьючных животных; по ней везли товары, шли путники в Монголию и Китай, а также обратно.Называлась тропа Мунгальский тракт.

Сейчас это Федеральная автомобильная трасса № Р256 от г.Новосибирска до границы с Монголией в Ташанте с прекрасным асфальтовым покрытием.

Вообще, в народе принято считать началом Чуйского тракта г.Бийск.

Но официально отсчёт километража трассы начинается от г.Новосибирска. Если вы видите, например, дорожный указатель «454 км» (Айский мост),то это расстояние от Новосибирска, а от г.Бийска до моста-100км.

Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом - алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит . Белый Бом — это скала из белоснежного известняка, устремлённая вверх на несколько сотен метров слева от тракта при движении в сторону Монголии . Справа тракт прижат к скале каньоном реки Чуя.

Это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. Правило проезда было таким: 1.Путник, подъезжающий к Белому Бому, заранее оставлял лошадей перед тропой

2.Проходил опасную тропу пешком

3.Бросал на тропу с противоположной стороны Бома свою шапку, как знак встречным путникам, что путь занят.

4.После этого он возвращался к своим лошадям и с трудом преодолевал Белый Бом, забирая по пути свою шапку.

В своем дневнике востоковед В.В. Радлов ( 1837-1918гг) так описывал Белый Бом в конце 19 века:
"Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше ,чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Расширением участка дороги около Белого Бома впервые занялись купцы, торговавшие с Монголией по Чуйскому тракту. Только когда в 1903 году работы по этой части тракта были завершены, перевозка грузов стала возможна на телегах, а не на вьючных животных.

Сейчас участок трассы около Белого Бома вполне себе надежный, автомобилисты не ощущают страха, проезжая мимо белой громады. Но всего 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили опасное место. Даже сегодня этот участок дороги стоит проезжать аккуратно, на низкой скорости.

Рядом с Белым Бомом, справа от дороги, над Чуей стоит обелиск красногвардейцам, попавшим здесь в 1921 г в засаду. Они шли в Монголию на помощь отряду К.К. Байкалова, находящегося в окружении. Красногвардейцы были расстреляны на тропе под Белым Бомом. Стреляли по ним с двух берегов... В 1921 г. бандитские налеты на Алтае были почти ежедневными. Вокруг бродили банды Штанакова, Словарецкого, Токпокова.

Сохранилось свидетельство Андрея Илларионовича Циликина о событиях лета 1921 года, которые стали основанием для установки памятника бойцам, павшим за установление советской власти в Горном Алтае:

«Второй эскадрон Кудрявцева поднялся по походному расписанию и со взводом разведки ушел вперед. Выступили мы с Ини близко к обеду...На пологом берегу Чуи дымило множество костров. И никого не было. Каждый про себя думал, что их оставил Кудрявцев… Несколько голосов гомонили у дороги. Прихватив винтовку, я пошел на голоса, протиснулся в середину и увидел полковое начальство, комиссара и полуголого щуплого человечка, алтайца. Плача, человек часто тараторил русские и алтайские слова, и, обхватив руками плечи, все пытался согреться. Наконец, кто-то сообразил накинуть ему на плечи шинель, протянул кружку. ..Из его бессвязной речи мы поняли — кто-то «стрелял» в наших…Через несколько минут зловещий слух передавался из уст в уста: второй эскадрон и разведвзвод за полдень погибли в трех верстах от места, где мы остановились на ночлег…
Рассыпавшись по берегу, мы внимательно осматривали Белый Бом. Он был неприступен со стороны тропы. Разведчики благополучно миновали бом. Два выстрела из револьвера известили полк, что можно двигаться. Наш первый взвод первого эскадрона шел во главе...Вся дорога вдоль бома была усыпана стреляными гильзами. Каменная стена слева — издолблена на уровне человеческих голов.В нескольких местах на камне сохранились ржавые пятна. Но все это было естественно и понятно нам, солдатам, хоть и ужасно в связи с товарищами. А справа... Справа, где река, такие полосы, будто проборонено... Туда их волокли и сбрасывали... Мертвых и раненых... При виде тех полос, леденела кровь...Вот все, что мне известно...»

В декабре 1921 г. у Белого Бома на месте гибели бойцов был поставлен памятник-обелиск.

7 ноября 1957 года, в дни празднования сороковой годовщины Великого Октября, у Белого Бома поставлен памятник партизанам, красноармейцам, чоновцам, погибшим в боях за власть Советов в Горном Алтае. Он сооружен у Чуйского тракта на скале, возвышающейся над правым берегом бурлящей Чуи.

Справка-комментарий от Сергея Рехтина из Сети:

Белая колонна (а в ней были и семьи офицеров, и просто бийские мещане и купцы) двигалась в декабре 19-го года по Чуйскому тракту в сторону монгольской границы. Но в Топучей поджидала Горно-конная дивизия под командованием Третьяка. Под её ударами колонна покатилась назад, к Шебалино. Далее история умалчивает, каким образом колчаковцы просочились в обход Семинского перевала. Но зиму и начало весны 1920-го года они провели на участке Иня-Иодро-Белый Бом. Со стороны Онгудая и Кош-Агача их подпирали красные. В указанный период погиб при неясных обстоятельствах Сатунин. И остатки белых возглавил подъесаул Кайгородов. Так вот, есть версия, что весной 1920-го года Кайгородов ушел в Монголию именно через чулушманскую долину и Туву с 20-ю бойцами. Остатки белых были полностью деморализованы и истощены физически от голода и холода. Регулярные части 5-й Красной Армии взяли 270 человек в плен. Кайгородов ушел в Монголию, сформировал новый отряд, пополнился вооружением, поступившим от белого барона Унгерна, и с генералом Бакичем пытался захватить монгольский дацан, где засели красные под командованием Байкалова. Именно на выручку Байкалову двигался красный конный дивизион из Барнаула, который погиб полностью на Белом Боме (выжившие были добиты или сброшены в Катунь). Кавдивизион был уничтожен отрядом, предположительно, под командованием Кармана Чекуракова - друга и сподвижника Кайгородова.

Немного дальше, на 744 км тракта, установлен памятник Кольке Снегирёву , герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...". Именно здесь герой песни сорвался с обрыва вниз.

Про историю этой песни и памятника можно прочитать в двух моих статьях; и послушать саму песню:

Странствия: Есть по Чуйскому тракту дорога…1

Странствия: Есть по Чуйскому тракту дорога…2

В толще Белого Бома обнаружена Белобомская пещера с длиной ходов 146 м, она имеет 3 входа и окно, выходящее к обрыву на Чуйский тракт. Но мы в неё не рискнули зайти.

Сегодня рядом с Белым Бомом имеется придорожный сервис. Возле ручья Садаклар (Сатакулар), впадающего в Чую, расположено кафе и кемпинг "Ак-Боом", который называют "караван-парком". Есть шиномонтаж и сварка. Можно покататься на лошадях и вкусно пообедать.

Как доехать

Белый Бом высится над Чуйским трактом на «742 км».Не заметить его невозможно.

Координаты: 50.367561, 87.043575.

-7

Советы:

1. Здесь можно передохнуть, ополоснуть руки с лицом в фонтанчике и вкусно пообедать.

2.Не рекомендую исследовать без проводника пещеру- неведомо, что там внутри.

3.Задержитесь всего на минуту у памятника красноармейцам.

4. Проезжать участок Чуйского тракта около Белого Бома лучше внимательно и на низкой скорости.

Удачного вам путешествия! Путешествуйте вместе с нами!

Все фото и картинки, вставленные в данную публикацию из открытых источников Интернета, использованы исключительно в информационных целях и являются цитированием.