Найти в Дзене
ЗВЕЗДА-АНАЛИТИКА

«ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД: КАК СНИМАЛИ ДЕТЕКТИВНОЕ КИНО В СССР»

Актер, режиссер, Заслуженный артист России Алексей Веселкин в эфире программы «Культурная платформа» на радио «ЗВЕЗДА»
Актер, режиссер, Заслуженный артист России Алексей Веселкин в эфире программы «Культурная платформа» на радио «ЗВЕЗДА»

В советском кино есть особый жанр, в котором соединилось все лучшее от комедии и детектива, и фильмы, снятые в этом жанре - комедийного детектива, стали классикой, они разобраны на цитаты. Это целая россыпь шедевров: "Джентльмены удачи", "Бриллиантовая рука", "Берегись автомобиля". Советский кинематограф создал вот это особое соединение, и об этом очень важно говорить, потому что так мы понимаем, как строилось наше кино. Режиссёры именно в рамках детектива могли сочинять художественно и развиваться в этом жанре. А для зрителя эти фильмы стали выходом за привычные рамки, когда в их обыденной жизни между газетой «Правда» и вечерней новостной программой, появилось ещё что-то: новое, интересное, захватывающее, сделанное в особом стиле.

-2

Давай вспомним фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Здесь ведь и прекрасный сценарий, и черно-белый кадр, который отсылает нас к французскому нуару, а еще великолепная музыка, бархатный голос Юрия Яковлева за кадром, потрясающие актеры, интегрированный в картину спектакль «Гамлет», который давал отсылку к великому фильму Козинцева, где сыграл Смоктуновский. Вот такая интересная конструкция получилась.

Или еще один фильм - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», который был снят сильно позже, но важно его отметить, ведь он дальше пошел в анекдоты, а в эту плоскость переходит только то, что ты очень сильно любишь. А еще музыку из картины мы узнаем за секунды.

-3

Детективы, снятые на основе западных произведений, у советского зрителя ассоциировались с другим миром, которого на самом деле никогда не существовало. Мы смотрели эти фильмы, не зная другого, настоящего западного мира, и полностью отдавались вымыслу. В этих лентах создавалось новое художественное пространство, которое придумывали и воплощали люди, которые не знали и не видели той жизни: артисты, режиссёры, сценаристы и художники, которые работали над декорациями и реквизитом. И для них, кстати, было огромной проблемой найти все эти элементы дизайна. Перед ними стояла сложная задача - собрать полотно, не имея перед собой никаких примеров или подсказок.

Мы раньше не замечали всего этого кропотливого труда, который требуют детективы. Получить разрешение на съёмки за границей в Советском Союзе было нелегко. В большинстве случаев команду бы просто не отпустили, а получи она разрешение, бюджет фильма резко бы возрос. Поэтому, когда режиссёры брались за иностранные произведения, они знали, что создавать этот мир они будут здесь.

📹Видеоверсию выпуска целиком смотрите здесь или здесь

📌Подписывайтесь на нас в Телеграм @zvezda_analytics

А также в: ВК, ОК, Rutube

#звездааналитика #весёлкин #подолян #культура #детективы #бейкерстрит #кинематограф #кино #ссср