– Дались вам эти яркие цветочки! - ругаются уважаемые подписчики на недавний цикл статей, – Кому они вообще нужны? Все любят сдержанные природные композиции. Зачем вы разбираете цветовые сочетания в рамках стиля, который сто лет как никому не интересен?
А вот и нет, очень даже интересен. Во-первых, читатели задают вопросы. Во-вторых, давайте посмотрим, какие стили демонстрируют нам самые известные цветочные парки?
Вот Майнау (Mainau), Германия, более 1 000 000 посетителей в год:
Вот Кекенхоф (Keukenhof), Голландия, более 1 500 000 посетителей в год:
Вот отечественное творчество, Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, Петербург:
− Чувствую ехидство в вашем тоне я, − скажет внимательный читатель, − Всему миру Кекенхоф нравится, а Ольге Михайловне, видите ли, не нравится!
Слушайте, ну вот не нравится.
Могу объяснить, почему. Композиции эти вызывают у меня вопрос: в чем их идея? Что создатели этого ландшафта хотели донести до восторженного зрителя?
То, что у них есть большой бюджет, много садовников и посадочного материала?..
Наверное, году так в 1650-м подобные посадки вызывали ощущение волшебного триумфа человека над природой и "целевая аудитория" с радостью соревновалась друг с другом размером и наполнением тюльпановых клумб:
Но прошло 375 лет. Сейчас мы знаем, что человек может сделать все, что угодно.
Вот, пожалуйста, Сад чудес (Miracle Garden) в Дубае - гораздо более сложный агротехнический объект:
Тот же район же в 2000:
Так что объем, плотность, яркость цветочных композиций даже в пустыне у многих уже удивления не вызывает. Мы верим, человечество - может!
Но тогда, возможно, уже достаточно мериться количеством цветов и стоит пойти глубже, предложить какую-то более глубокую дизайнерскую идею?... Вот пример из тех же Эмиратов, проект парка Al Fayah Park:
Этот парк был придуман полу-подземным, таким, чтобы и растения, и люди могли спасаться в полутени от изнуряющей жары:
Множество тентов должны были создавать скользящие теневые пятна, а в ландшафте активно использовались водные массивы. Вечером можно было бы прогуляться по крышам:
А в полдень внизу посетителей ждали бы влага и полутень - мечта для жителя пустынного климата!
"В отличие от Лондона, где можно прогуляться по улице, экстремальный климат Абу-Даби ограничивает ваши возможности. Общение обычно происходит в торговых центрах", – говорил руководитель проекта Т.Хезервик (Thomas Heatherwick). Он надеялся, что парк сможет стать здоровой заменой кондиционированным торговым центрам, но...
Проект, к сожалению, так и не был реализован: работа была приостановлена в 2018 и пока никаких позитивных новостей о нем мне найти не удалось.
А вы говорите, лаконичные природные композиции! Посетители голосуют рублем за "много ярких цветочков"))
– Понятно-понятно, – скажет другой читатель, – Так вот кто хочет нашу елочку погасить сделать все сады тусклыми и однотонными!
Вовсе нет. Я не против цвета - я за цветовую идею! Например, идею цветущего рододендронового леса:
Цветущего лугового разнотравья:
Бескрайнего цветущего водоема, даже реализованную с помощью цветков древовидных пионов, которые вовсе даже не водные растения:
Это, по сути, природные ландшафты, только усиленные и дополненные, некие композиции "по мотивам". Сравним их с возможными источниками вдохновения для авторов?
Так что по себе скажу: я - за яркость, за поразительные массивы цветов, но против искусственности.
Или она уже должна быть совершенно инновационной и не иметь ничего общего с естественными пейзажами:
– А по-моему, – скажет еще один наблюдательный читатель, – вам просто нравится ландшафтная школа Японии!
И вот тут я признаюсь - да, грешна. Мне нравится и их минимализм:
И их классические сады:
Только даже японцы все-таки поддались маркетологам и создают теперь вот такие ландшафты:
А вы говорите, никому не надо "много ярких цветочков"...
Но это все, конечно, строго мое личное мнение, совершенно не претендующее на истину в последней инстанции. А как вам кажется, почему буйство красок в садах настолько популярно?
Начало серии про "много ярких цветочков" здесь:
Другие статьи, посвященные ландшафтному дизайну, можно найти на моем сайте.
С уважением, ваша Ольга