Найти тему
Курские известия

Коллекционер из Курской области собрал почти 1000 копий автомобилей

   фото Александра Аболмасова
фото Александра Аболмасова

Если вы ещё не стали профессиональным собирателем масштабных моделей, но у вас горят глаза при виде машинки скорой помощи, «пожарки» или «Москвича», этот материал для вас. В коллекции Александра Аболмасова на сегодняшний день 915 машин в масштабе 1:43, около 50 моделей коллекционер сделал собственными руками. Хобби из детства Александр Аболмасов работает на Курской АЭС-2 начальником участка сварки в цехе централизованного ремонта. Как он сам говорит, занимается любимым делом. Страсть к коллекционированию мужчина принёс из детства. – Родился я в Солнцевском районе Курской области в 1969 году. Когда мне было 2 года, мои родители переехали жить в Карелию. Увлекаться моделизмом я начал со второго класса. В то время интернета не было, и все мальчишки что-то собирали, конструировали. Информации по моделизму было очень мало, всё, что могли достать, это журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник» и Приложение к журналу «Юный техник». Кстати, журналы были очень интересные и познавательные. Так постепенно сформировался интерес к моделизму, – рассказывает Александр Иванович. Когда Александру было 15 лет, семья переехала из Карелии в Курчатов. Здесь Александр Аболмасов окончил школу, поступил в Курский политехнический институт (теперь ЮЗГУ) на кафедру сварки. – В институте встретил ребят, тоже увлекающихся моделизмом. Это, можно сказать, был новый толчок к коллекционированию. Во время учёбы отслужил в морской пехоте Черноморского флота. В армии вокруг было столько техники, что желание собирать модели только усилилось. После службы собирал всё: самолёты, автомобили, военную технику, но тяга к автомобилям победила. К окончанию института коллекция составляла около 40 моделей, – делится коллекционер. В нашей стране многие питают особые чувства к автомобилям, выпущенным в советское время, и к их уменьшенным копиям. Здесь перемешались и ностальгия, и традиционное «раньше было лучше», и статус раритета, до которого уже успели дожить многие большие и маленькие машины. Александр Аболмасов предпочитает собирать модели автомобилей в самом распространённом масштабе – 1:43. Со временем в его коллекции стали появляться копии иностранных и современных автомобилей, а самой первой машиной в коллекции стали «Жигули» ВАЗ-2101. Ко времени написания этого материала в коллекции Александра 915 автомобилей. Стоит отметить, что около 50 моделей мужчина сделал сам с помощью наборов для сборки. Профессиональные коллекционеры называют их китами (от англ. kit – набор). Кроме того, у мужчины в запасе есть модели для обмена или конверсий, то есть переделки. Как рассказал коллекционер, чаще всего стоимость одной модели может варьироваться от 1500 до 10000 рублей в зависимости от качества модели, года производства. Хотя, конечно, в сфере коллекционирования миниатюрных копий автомобилей потолка цен нет, на аукционах некоторые модели уходят за сотни тысяч рублей. КАМАЗы, пикапы и советский автопром Александр Аболмасов говорит, что схожесть с оригиналом – это одно из основных условий попадания модели в коллекцию. Копии автомобилей коллекционер хранит в специально изготовленном для этого стеллаже. На небольших полках за стеклянными дверцами хранятся модели по группам. Александр Иванович рассказал, что в его коллекции есть практически все копии легковых автомобилей, а также спецмашины ГАИ и службы скорой помощи, которые выпускали в России и СССР с 1915 года. Среди них есть даже прекрасно сохранившиеся машинки из детства – «Волга» ГАЗ- 24-02, «Москвич»-434 и ещё несколько моделей грузовиков КАМАЗ. Отдельно стоят модели – победители всех гонок «Париж-Дакар» в классе легковых автомобилей с 1979 до 2000 года, модели грузовиков – участников этих гонок. – Я с 90-х годов слежу за гонками «Париж-Дакар», «Ралли-рейд». Есть модель КАМАЗ-43509 – победителя ралли «Дакар-2020», которую я приобрёл у команды «КАМАЗ-мастер», – отмечает Александр. Кроме того, в коллекции у Александра Аболмасова хранятся модели самых популярных автомобилей европейских стран периода 1930 – 2000 годов, внедорожники и пикапы. Есть небольшая подборка американских полицейских автомобилей и даже несколько моделей, выпущенных в лимитированных сериях, например, американский тягач Diamond Reo. – Чего нет в коллекции, так это автомобилей гонки «Формула-1». Считаю, что собирать «Формулу-1» тоже интересно, но меня не впечатляет. У меня была пара болидов, причём ручной работы, я их поменял на другие модели, – рассказывает коллекционер. Сделай сам Александр Иванович рассказал, что составляет каталог, куда будут внесены все модели из коллекции. Описание стандартное: год выпуска, название и страна-производитель. По словам Александра, особое место в его коллекции занимают копии автомобилей, сделанные вручную. – В моей коллекции около 50 моделей, выполненных мной. Модели ручной работы других авторов я не покупаю. Хочу выделить три модели – две автомобиля «Нива» – участницы Дакара 1987 и 1988 гг. Это редкие киты французской фирмы Gaffe, я их пытался найти года полтора, если не больше. И ещё одна – модель гоночного автомобиля «Хадсон Хорнет». Это прототип персонажа по имени Док Хадсон в американском культовом мультфильме «Тачки», – рассказал Александр Аболмасов. Коллекционер при необходимости выполняет мелкий ремонт моделей или переделку. Александр Иванович говорит, что, кроме него, модели никто не трогает. – Раньше проблемы были с поиском моделей и запчастей, приходилось искать и добывать, а сейчас в интернет-магазинах есть почти всё. А чего нет, то можно самому сделать или переделать или доработать. Осваиваю изготовление корпусов моделей автомобилей на 3D-принтере и изготовление из полиуретановой смолы. Постоянно читаю о новинках в моделизме, историю автомобилей, отслеживаю новинки модельного рынка. Считаю, что хобби продлевает жизнь. В настоящее время нет проблемы приобрести как готовые модели известных фирм, так и сборные. В Москве появилось несколько магазинов с модельной тематикой, где есть всё – и химия (краски, лаки и т. д.), и инструмент. Стало много литературы по моделизму. В общем, собирать модели стало одно удовольствие, только плати, – делится коллекционер. Александр Иванович рассказал историю, как однажды искал специальные наклейки для оформления модели спортивной «Шкоды» 120 RS. Эту копию автомобиля мужчина делал сам по чертежам. – Это было примерно в 2010 году. Уже были готовы кузов, шасси, салон, но не было декалей – наклеек спортивных, соответствующих модели. Я покопался в интернете, и во Франции нашлась фирма, у которой было то, что мне надо. Доставка была и в Россию, и я заказал. Прошло два дня, и тут звонок на сотовый с международного номера, звонит девушка и объясняет мне на чисто русском языке про декали, что это не переводные картинки, а для моделистов. Я ей поясняю, что я в курсе, что это такое и для чего они нужны. Разговорились, оказалось, что это наша бывшая соотечественница, она уже 12 лет жила во Франции, изготовление декалей для моделей – это был её бизнес. Она увидела заказ из России и решила позвонить и объяснить, правильно ли я понял, что за товар покупаю. В итоге наклейки получил, модель сделал, – вспоминает Александр. Александр Иванович говорит, что благодаря моделизму много лет назад обрёл верного друга. Он тоже увлекается сборными моделями и делает диорамы. А на тех, кто говорит, что Александр не наигрался в детстве и его хобби несерьёзное, не обижается, подходит к вопросу философски. – Хочу сказать, что в детстве я как раз наигрался. Отец работал водителем, и мы с ним исколесили много лесных дорог Карелии. Мама работала в военной части, я перебирал автомат Калашникова ещё до школы. Тяга к технике была всегда и осталась. Моя коллекция – не детство, а вся наша автомобильная эпоха, представленная в миниатюре. Многие, кто видел коллекцию, сразу заводят разговор: «А у тебя такая есть? А я вот с батей…» – и понеслись воспоминания. Модели – это не игрушки. Моделизм зародился очень давно, история моделизма уходит корнями ещё в те времена, когда появились первые паровозы. С появлением паровозов появились и модели железных дорог. Далее с развитием техники стали появляться и модели этой техники, будь то корабли, самолёты, автомобили, космическая техника и т. п. Тема моделизма очень мало освещается в СМИ, а ведь моделизм воспитывает у молодого подрастающего поколения патриотизм, желание через модель больше узнать истории, связанные с моделью и со страной, – отмечает Александр Аболмасов. Одними из последних Александр приобрёл в коллекцию две модели, о которых давно мечтал. Это автобус ПАЗ-672 и «Студебеккер» «Катюша». В планах Александра Аболмасова – пополнить коллекцию новыми моделями отечественных грузовиков и военной техникой. Как говорит Александр Иванович, конечной цели по сбору коллекции у него нет. Его хобби – длиною в жизнь, поэтому на полочках постепенно будут появляться новые экземпляры. Что такое масштабная модель Соотношение размера модели к размеру настоящего автомобиля и есть масштаб модели. Самый распространённый (классический) масштаб 1:43 означает, что оригинал настоящего авто больше игрушечной машинки в 43 раза. Первыми в мире коллекционными моделями были модели поездов, выпускавшиеся в Англии как раз в масштабе 1:43. Поэтому когда в Европе начали выпускать первые коллекционные модели автомобилей, решили воспользоваться этим же масштабом, переведя дюймы в миллиметры. Модели автомобилей, выполненные в этом масштабе, можно встретить практически в любом магазине игрушек. Чем больше масштаб модели машинки, тем она более реалистичная в деталях (например, у неё могут открываться двери, двигаться сиденья внутри кабины, открываться капот или багажник). Также можно встретить модели, выполненные в менее популярных масштабах 1:28 и 1:34. Масштаб 1:35 также достаточно распространён, но это так называемый военный масштаб для изготовления моделей военной техники – автомобилей, бронированных машин и танков. Длина военного грузовика в этом масштабе составляет приблизительно 25 см. 1:12 – очень крупная модель (длина 30 – 45 см); 1:18 – большая модель (длина 20 – 33 см); 1:24 – стандартная модель (длина 15 – 20 см); 1:43 – маленькая модель (длина 8 – 12 см); 1:64 – миниатюрная модель (длина 5 – 8 см); 1:87 – крошечная модель (длина 5 – 8 см).