Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Его сбивали шесть раз, и каждый раз он переходил линию фронта и возвращался в свою часть

При выполнении боевых заданий Георгия Правосудова сбивали шесть раз, из них четыре - над территорией занятой противником. Его несколько раз исключали из списков личного состава части, считая пропавшим без вести. Однако каждый раз он переходил линию фронта и возвращался в свою авиаэскадрилью.

Г.К. Правосудов
Г.К. Правосудов

Георгий (Григорий) Константинович Правосудов родился 10 августа 1918 года в г. Рогачеве Гомельской области (Беларусь). Обучался в Московской инженерно–технической академии связи. В апреле 1940 года окончил Мелитопольское военное авиационное училище летчиков наблюдателей (летнабов)[1] и проходил службу в 125-м скоростном бомбардировочном авиаполку, который тогда формировался в г. Могилеве.

В первые дни войны авиаполк, в котором служил лейтенант Правосудов понес большие потери – 36 самолетов за две недели боев. Бомбардировщик, в котором вылетал на боевое задание стрелок-бомбардир лейтенант Правосудов, тоже был сбит 26 июня 1941 года в районе г. Слуцка.

Правосудов был исключен из списка авиачасти, как пропавший без вести. Между тем, он и лейтенант Евгений Кубышкин (командир экипажа) выжили - выбросились с парашютами, стрелок-радист младший сержант Иван Голиков - погиб.

Второй раз его сбили в январе 1942 года в районе Колпино Ленинградской области, уже после переучивания на Пе-2. Самолет удалось посадить. Лейтенант Правосудов получил ранение,

29 мая 1942 года, выполняя разведывательное задание в составе 117-й отдельной армейской разведывательной авиаэскадрильи[2], самолет упал в районе Копорье из-за отказа двигателя. Единственный, кто выжил из экипажа, был старший лейтенант Правосудов. Тогда его тяжело ранило. После излечения был назначен штурманом авиаэскадрильи.

Всего капитан Правосудов в составе 117-й авиаэскадрильи произвел 46 боевых вылетов на разведку, обеспечив командование достоверными сведениями об основных коммуникациях и дислокации войск противника.

1 августа 1942 года самолет Пе-2 был сбит после пролета аэродрома Коростовичи. Летчик сержант Валентин Сергеев и стрелок-радист сержант Сержант Давыдов были взяты в плен. Штурман капитан Правосудов, который был сбит в шестой раз, несмотря на ранения, сумел перейти линию фронта и вновь вернулся в часть. В середине сентября 1942 года он был представлен командованием части к присвоению звания «Герой Советского Союза».

Наградной лист
Наградной лист

В представлении отмечалось:

«Пробиваясь к объектам съемки (фотосъемки – авт.), выдержал 8 воздушных боев. В подавляющем большинстве имелось сопротивление зенитной артиллерии, но ни разу по этой причине не было срыва задания. В воздушном бою 1 августа 1942 года был сбит в районе Ропша, но выбрался на свою территорию. В этом и другом случае имел тяжелые ушибы, от отдыха отказался, потребовал включения в экипаж. За совершение очередных 25 вылетов, за исключительный героизм в борьбе с немецкими оккупантами, за беспредельную преданность делу обороны советской Родины достоин присвоения звания Герой Советского Союза».

Но по мере прохождения наградного листа по инстанциям статус награды понижался: командованием ВВС Ленинградского фронта - до ордена Ленина, приказом по войскам Ленинградского фронта - до ордена Красного Знамени (второго по счету).

28 февраля 1943 года самолет Пе-2, возвращавшийся с разведывательного задания был атакован и сбит истребителями противника в районе Петергофа.

Самолет-разведчик Пе-2Р с подвесными топливными баками перед вылетом на дальнюю разведку.
Самолет-разведчик Пе-2Р с подвесными топливными баками перед вылетом на дальнюю разведку.

Капитан Георгий Правосудов погиб, был похоронен в дер. Коровино, Ораниенбаумского района Ленинградской области.

Подробности последнего боя и гибели Правосудова стали известны лишь в марте 1945 года, когда из плена вернулся летчик Пе–2Р Борис Волошенко. Правосудов успел выпрыгнуть из горящего самолета, но распускающийся купол парашюта загорелся и штурман камнем полетел к земле.

По данным Н. Качука, Георгия Правосудова в феврале 1943 года еще раз представили к геройскому званию. Ходатайство поддержал командующий 13-й воздушной армией генерал-полковник Степан Рыбальченко. Однако высшей награды Герой не был удостоен. В качестве возможной причины называют тот факт, что Правосудов был похоронен сбившими его немцами, которые отдали дань уважения храброму воздушному бойцу.

-4

При подготовке статьи были использованы публикации Н. Качука в журнале "Советская Белоруссия" №№ 164 и 165, 2014 г.

[1] Летнабами тогда называли штурманов.

[2] С 30 ноября 1942 г. – 5-я отдельная дальнеразведывательная авиаэскадрилья.