Найти тему

Записки молодого педагога. О том, как всё начинать сначала.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Уже очень давно я не выкладывал новых статей. И вот спустя почти 8 месяцев простоя, решил снова поделиться своими мыслями и наблюдениями в области педагогики. И мне есть, о чем рассказать! Произошло очень много событий в моей профессиональной жизни. Пришлось взглянуть на свою работу под другим углом.

В общем, интересных мыслей много, в одной статье не напишешь. Поэтому впереди, этих статей, будет целый цикл. А начну я с главного, как кажется мне, изменения в моей профессиональной жизни - с нового класса, который я получил в классное руководство в сентябре.

Сейчас я уже сформировал определенное мнение о классе. Практически подстроил ребят под себя. Начал эффективно ими управлять. И, думаю, что могу поделиться своим мыслями о том, как сложно было перестроиться, в плане классного руководства, с одиннадцатиклассников на пятиклассников.

Первый выпуск

Итак, в июне 2022 года я выпустил свой первый класс... Честно, было очень тяжело отпускать выпускников во взрослую жизнь, вручать аттестаты, говорить прощальные слова. Я прожил с этими ребятами 7 лет, и они стали, по-настоящему, моими детьми. Мы понимали друг друга не то, что с полуслова, а с полувзгляда. Мы проводили достаточно много времени вместе. Ребята делились своими мыслями, взглядами, радостями и печалями. Вместе с ними из школы уходила и часть моей жизни. Интересная, яркая и очень насыщенная.

Не буду долго рассказывать о своих выпускниках. О том, какие они у меня замечательные и, как тепло я к ним отношусь, вы сможете прочитать в предыдущих статьях. Скажу одно - всех их любил и продолжаю любить, они часть меня.

Перезагрузка

Наверняка, многие играли и играют в компьютерные игры. Представьте себе, что вы долгое время пытаетесь пройти очень сложную и интересную игру, которая изобилует яркими сюжетами и неожиданными поворотами. Но у любой игры есть финал. Вы ее проходите до конца и остается лишь чувство удовлетворения и грусть о том, что все так быстро закончилось. Но игра так захватила, что хочется поиграть в нее еще раз. И тут встает дилемма - либо больше уже не играть в эту игру и занять себя чем-то другим, либо начать игру с самого начала...

Кто-то скажет, что не нужно считать работу с детьми игрой, и будет прав. Но с другой стороны, вся наша жизнь игра, а мы в ней актеры. А жизнь учителя, в принципе, череда спектаклей, которые он дает каждый урок с разной аудиторией.

Вот и я, выпустив ребят встал перед выбором. Как раз таким же, как в моем примере с компьютерной игрой. Уйти или начать с начала. Честно, признаюсь, была мысль бросить все и заняться чем-то другим. Ведь учебный год был для меня по многим параметрам самым тяжелым, пожалуй, даже в жизни. Я прибывал в не самом лучшем психологическом состоянии. Были определенные личные проблемы, которые отражались на моей работе. Мне это жутко не нравилось, я чувствовал, что не могу себя отдать ученикам на максимум. А в работе с детьми по-другому просто нельзя. К тому же появились возможности реализовать себя в другой сфере. Но за время отпуска, все же решил не оставлять работу в школе и попробовать начать работу, как классного руководителя, с нуля. Принять это решение помогли определенные люди, которые поддержали меня в трудный момент. За что я им искренне благодарен.

Но вернемся к вопросам учительским. 1 сентября. Линейка. Рядом со мной 24 пятиклассника, которыми теперь мне предстоит руководить. Пока ведут себя тихо. Бояться огромного взрослого мужика, который теперь будет работать с ними. Но я понимаю, что неделя-другая и эта боязнь улетучится и тогда вся школа будет стоять на ушах от того, что эти ребята будут вытворять...

Итак, с этого момента я начинаю играть в игру с начала. Есть, правда, один огромный плюс - опыт. Кажется, что будет гораздо легче. Но есть и большой минус - новые подопечные абсолютно другое поколение детей, а значит нужны будут новые подходы.

Первый контакт

Решил начать так же, как и с предыдущими ребятами. Сказал, что здесь я им Царь и Бог. Ребята поржали и отпустили пару комментариев. Вышло забавно. В прошлый раз все было по-другому, но да ладно. Общий язык, вроде как нашли, со всеми познакомились, договорились о правилах, которые будем соблюдать в рамках нашего класса. Отпустил на перемену.

Вернулись детки уже с новостями. В ходе перемены один из моих подопечных, который прибыл к нам из другой школы и не знал в лицо административный персонал, умудрился в ярких выражениях поругаться с завучем. Завуч у нас, женщина добрая, очень хорошая и веселая, но ругаться с ней - явление страшное. Но этот парнишка, мало того, что поругался, так еще и как-то вышел сухим из воды, что на моей памяти не удавалось никому. Наперед скажу, что это конечно, самый серьезный хулиган, пожалуй, во всей школе, который создает огромное количество проблем. Срывает уроки, устраивает грандиозные шалости, хамит, дерзит... Но при этом он потрясающе умен и талантлив. Да, злит и бесит, но потенциально, это феноменальный ученик, который спустя годы может стать не только гордостью школы, но и возможно, нашей страны.

Остальные тоже не отстали. Носились по школе и сбивали с ног всех подряд, в том числе учителей, о чем, естественно, учителя мне и сообщили.

Тут я понял, что ближайшие 7 лет у меня будут веселые и незабываемые. Предыдущим ребятам я говорил, что с ними я поседею. Что ж, с этими, похоже, мне предстоит полысеть.

С головой в работу

Пока не полысел. Хотя седой волос, недавно, у себя обнаружил. Но это мелочи. Главное, что удалось наладить отношение с ребятами. Не всегда мы с ними понимаем друг друга, но прогресс явно есть. Надеюсь, что и с ними, со временем, мы будем понимать друг друга с полувзгляда.

Что можно сказать о работе с 5 классом? Конечно, контраст после работы с одиннадцатиклассниками невероятный. Другой уровень дисциплины, общения, понимания. Но оно и понятно, разные возраста. Было сложно переключиться на работу с малышами: пришлось искать новые подходы и различные хитрости. Удивить этих ребят сложнее, а заинтересовать чем-то, порой, невозможно. Другое поколение. Но, что радует, хоть, наверное, многие учителя закидают меня мелом за такие слова, но на переменах эти дети не так много сидят в телефонах, а предпочитают бегать по школе и активно проводить свободное время.

Привлек их к своему военно-патриотическому кружку. Теперь они носят гордое звание Юнг, а через пару лет смогут вступить в ряды юных морпехов, которыми были их предшественники. Детям нравится заниматься военным делом. Вовлечены больше половины класса и это уже сейчас дает результаты. Появилась ответственность, появились честность и чувство товарищества. А ведь еще недавно могли врать, смотря прямо в глаза или "стучать" на товарищей.

В общем за какие-то полгода удалось сколотить крепкий, достаточно дружный класс. Иногда, конечно, они дают мне "прикурить", но ведь это дети.

Да, пришлось поработать. Снова с головой окунуться в классное руководство и воспитательную работу. Было сложно, а местами, хотелось "покусать" этих шалунов и проказников. Но в итоге, после того, как удалось грамотно направить этих детей, стать для них опорой и защитой, то все эти сложности начали постепенно перерастать в детскую благодарность.

Первые выводы

Начинать с самого начала всегда сложно. И психологически, и физически. Но жизнь учителя такова, что это необходимо делать из раза в раз. Да, тех кого выпустил, нельзя оставить и продолжать работать с ними. Но зато появляется уникальная возможность вложить частичку себя в новых ребят. Да, они другие, не похожие на тех, кто был до них и будет после. Но в этом как раз и вся прелесть! Благодаря подобным изменениям в жизни, учитель совершенствуется, приобретает новые знания и навыки, растет профессионально. И... не стареет.

Да, я конечно, сказал о появившихся седых волосах, но поверьте, благодаря детям в душе я остаюсь так же молод, бодр и активен. Они не дают скучать и заставляют постоянно двигаться вперед. А движение - это жизнь.

У меня новый класс и новые ребята. И это мои ребята, которых я люблю ценю и уважаю и вместе мы пойдем покорять новые высоты!

У них просто нет выбора)