Найти в Дзене

Как вести бухгалтерский учёт в розничной и оптовой торговле

Оглавление

В торговле бухгалтеры отражают закупку товаров для перепродажи, перемещение продукции между складами, а также её реализацию. В розничной и оптовой торговле бухучёт отличается, так как товары продаются в разных количествах, а проводки оформляются на основе разных документов. Как же вести бухучёт в розничной и оптовой торговле? Расскажем в статье.

Как вести бухгалтерию в рознице

В розничной торговле в бухучёте отражают закупку и реализацию товаров. Бухгалтерский учёт и в розничной, и в оптовой торговле ведётся по ФСБУ 5/2019.

Закупка

Розничные магазины закупают товары у производителя или посредника. Все закупки нужно отражать в бухучёте и подтверждать документами — счетами и накладными.

При оприходовании товара устанавливается его стоимость: закупочная или продажная (с наценкой). По какой стоимости учитывать товары розничный магазин определяет самостоятельно и закрепляет регламент в учётной политике.

Реализация

Розничные магазины продают товары физическим лицам в небольшом количестве, поэтому бухгалтер отражает продажи на основе кассового или товарного чека, выданного покупателю. На этом этапе может возникнуть проблема — бухгалтер может получать информацию о продажах в неполном объеме, без чека или с другими названиями товаров. Чтобы избежать путаницы, можно установить 1С, в которой и продавцы, и бухгалтеры видят движения товара и просматривают электронные документы. С помощью 1С от Scloud розничные магазины автоматизируют бухгалтерский учёт, снижая риск ошибок и упрощая работу бухгалтера.

Также при покупке и продаже бухгалтер учитывает налог на добавленную стоимость (НДС).

Как вести бухгалтерию в оптовой торговле

-2

В оптовой торговле бухгалтерский учёт усложнен — помимо прихода и реализации товара, бухгалтеры отражают и перемещение продукции.

Закупка

Оптовое предприятие закупает товары для перепродажи у посредников или производителей. При оприходовании товаров бухгалтер отражает их в учёте по закупочной стоимости, в которую входят:

  • цена товаров;
  • логистические расходы;
  • траты на подготовку продукции к продаже и другие расходы, связанные с приобретением продукции.

Бухгалтерские проводки оформляются по документам: торговым накладным по форме ТОРГ-12 или счетам-фактурам.

Перемещение

В оптовой торговле продукцию могут переместить со склада в другие помещения. Расходы на перемещение и хранение товаров также отражаются в бухучёте.

Продажа

Оптом продаются товары предпринимателям или юридическим лицам в большом количестве. Бухгалтер отражает реализацию: списывает затраты на продажу и реализованные единицы продукции, учитывает НДС. Проводки оформляются на основе документов:

  • счетов-фактур;
  • торговой накладной по форме ТОРГ-12;
  • транспортной накладной.

Каких ошибок избегать при бухучёте в торговле

-3
  1. Нет своих регламентов бухучёта стоимости товаров, либо регламенты не закреплены. Чтобы не возникало путаницы в отражении сумм, установите свои стандарты учёта стоимости товаров и закрепите их в учётной политике.
  2. Нет системы хранения документов. У оптового предприятия может быть несколько складов, на которые привозят новую продукцию и где отгружают реализованные товары. Счета и накладные в таком случае переходят из рук в руки, пока не попадут к бухгалтеру. В процессе документы можно испортить или потерять, а отразить покупку в бухучёте надо. Надежнее заносить документы в программу, например в 1С, и хранить их в электронном виде. Автоматизация бухгалтерского учёта с 1С от Scloud позволит оптовикам не беспокоиться о потере документов, а бухгалтеру всегда отражать реализованные товары в учёте.
  3. Нет единого стандарта названий для товаров. Чтобы не было расхождений при учёте, на всех документах — счетах-фактурах, чеках и т.д. — должно быть одинаковое наименование. Для этого создайте стандарт наименования и придерживайтесь его.