Найти тему
Время Романовых

Юлия Лермонтова. Химия-не женское занятие?

Продолжаю рассказывать о выдающихся женщинах российской науки дореволюционного периода. Сегодня речь пойдёт о Юлии Всеволодовне Лермонтовой, первой в нашей стране женщине-химике (и даже нефтехимике).

Она родилась в 1847 году в Санкт-Петербурге. С Михаилом Юрьевичем они, кстати, не просто однофамильцы: отец Юлии, Всеволод Лермонтов, генерал и директор Московского кадетского корпуса, приходился писателю троюродным братом.

Начальное образование девочка получила дома, куда приглашались для частных уроков лучшие преподаватели кадетского корпуса, которых смог пригласить отец. Благо, проблем с этим не возникало. Да и Юля была легко обучаемая, сама стремилась к знаниям. Ее особо интересовала медицина: она читала очерки о Крымской войне, где ее впечатляли подвиги русских медсестер, «белых голубок». Но путь в большую медицину для девушки был закрыт. В то время единственным вариантом было стать акушеркой, поступив в повивальную школу при институте.

Живя в семейном загородном имении, Юлия заинтересовалась агрохимией и тем, как химические вещества влияют на плодородность и повышение урожайности. Родители не разделяли желание дочери продолжать обучение, им бы хотелось видеть ее в привычном облике жены и хозяйки, но сильно препятствовать стремлениям не стали. В 1869 году Лермонтова получила отказ от Петровской сельскохозяйственной академии, куда женщин тогда не принимали. Зато она узнала об имени ещё одной непринятой учиться девушки - Софьи Корвин-Круковской, будущей Софьи Ковалевской.

Девушки сразу подружились, объединённые схожими целями, и Софья рассказала Юлии про свой план: заключить фиктивный брак и уехать за границу учиться. Молодой биолог Владимир Ковалевский был готов предложить Софии свою помощь, а Юлию решили взять в путешествие с молодой парой в качестве сестры и подруги — учиться в Гейдельберг. Идея удовлетворяла всех участников. Вместе с Софьей и Владимиром Лермонтова уехала учиться в Германию.

-2

Там, после длительных хлопот, ей все же было позволено на правах вольнослушательницы посещать лекции в университете и работать в химической лаборатории. По рекомендации Менделеева она выполнила своё первое научное исследование — сложное разделение редких металлов. Все это время Лермонтова жила у Ковалевских и была очень дружна с ними. Фиктивный брак к тому времени стал вполне себе настоящим.

В 1871 году Лермонтова, решив дальше не стеснять супругов и намеревались заняться собственной научной карьерой, переехала в Берлин, но, несмотря на привезённые ею блестящие рекомендации, не получила разрешения посещать лекции или работать в лаборатории. Тогда она стала работать в частной лаборатории Августа Гофмана, где слушала его же лекции.

«Наконец настал страшный день: экзаменовали меня все незнакомые профессора. Экзаменовалась я одна; экзамен продолжался два часа; по главному предмету — химия — экзаменовали очень продолжительно и строго… Как я вышла живая после этого экзамена, я не помню. Недели 2–3 я не могла прийти в себя, потеряла сон и аппетит»,- писала Лермонтова. День действительно был знаменательный, причём не только для нашей героини, но и для всей истории отечественной науки. В 1874 году ей присудили «докторскую степень с высшей похвалой», по случаю чего Менделеев в Москве устроил торжественный ужин. На нем Лермонтова познакомилась с профессором Бутлеровым, который пригласил ее работать в лаборатории Петербургского университета. Юлия согласилась. Вновь последовал переезд, теперь уже обратно в Петербург. Там она открыла реакцию алкилирования олефинов галоидпроизводными жирного ряда, и эта реакция легла в основу синтеза ряда видов современного моторного топлива. Но надолго в столице она не осталась.

Лермонтова стала членом Русского химического общества и Русского технического общества, окончательно перебравшись после этого в Москву. В 1877 году Юлия заболела тифом, болезнь была тяжелой, Софья Ковалевская специально приехала из Петербурга, где тогда проживала, в Москву, чтобы ухаживать за подругой. Спустя годы Лермонтова ответила на эту заботу, фактически взяв на себя воспитание дочки Ковалевских. Долгие годы она растила ее как свою собственную.

Вместе с Марковниковым они проводили исследования кавказской нефти. Лермонтова первая смогла доказать преимущество перегонки нефти с применением пара. Также опытным путём ею было доказано, что нефть более пригодна для получения светильного газа, нежели уголь. Своими исследованиями она первой из учёных-химиков определила наилучшие условия разложения нефти и нефтепродуктов для получения максимального выхода ароматических углеводородов. Исследования, проведённые Лермонтовой, способствовали возникновению первых нефтегазовых заводов в России.

-3

С 1886 года Лермонтова оставила химию. Она поселилась в семейном имении и занималась образованием приёмной дочери и сельским хозяйством — она стала выпускать удобрения, создала семенную сортовую станцию растений, которыми с успехом торговала.

После 1917 году Комитет бедноты пытался выселить семидесятилетнюю владелицу имения из собственного дома, только личное распоряжение Луначарского о том, что дом принадлежит «ценному научному работнику», остановило это варварство. В 1919 году Юлия Лермонтова умерла — после обширного кровоизлияния в мозг.