37K подписчиков

​Мрачный алкоголик и дебошир Джексон Поллок, который изобрел особую технику создания картин, перевернувшую современное искусство.

2,3K прочитали

Джексон Поллок (1912–1956) — художник из США, писавший картины в стиле абстрактного экспрессионизма, выполненных в новаторской «капельной технике», когда сам художник клал холст на пол и ходил вокруг него, разбрызгивая краску кистями или специальным пульверизатор​ом. Никто до него не додумался писать картины подобным способом. На первый взгляд его работы кажутся хаотичными, но стоит посмотреть внимательнее, как из хаоса проявляется упорядоченность, гармония и своеобразная красота.

​Осенний ритм (Номер 30)
​Осенний ритм (Номер 30)

Сам Поллок говорил, что настоящий художник отражает в полотнах свою сущность, и если следовать этому высказыванию, что в душе Поллока на первый взгляд творилось нечто невообразимое, но стоило узнать его получше, как за странными поступками и склонностью к саморазрушению был виден  талант настоящего творца, не скованного никакими ограничениями.

Его стиль, который появился после Второй мировой войны, был по-настоящему бунтарским, нигилистическим и опровергал все каноны. Как можно было просто брызгать краской на холст, а не писать вдумчиво кисточкой, тщательно выражая на холсте всю творческую задумку художника? Ведь так может писать любой человек, даже незнакомый с искусством, и не окончивший художественную школу. Да и картина получается случайной, непредсказуемой — как можно просчитать, куда капля ляжет?

Алхимия
Алхимия

Однако его картины сподвигли других художников на отказ от классических канонов написания картин и самовыражению совершенно разными способами, зачастую совершенно неприличными. Изящные искусства уже перестали существовать, и во многом в этом «вина» Джексона Поллока.

О самом дорогом абстракционисте Джексоне Поллоке изменившим современное искусство мы и поговорим в этой статье.

Художникам их почитатели готовы простить многое. Талант приподнимает их над прочими обывателями, которые зачастую думают: «ну и пусть человек — …, зато талантлив». Поллок и был талантливым, хотя его никак нельзя было назвать приятным человеком, идущим по жизни легко и непринуждённо. Впрочем, подобных художников было немало, например, Морис Утрилло, злоупотреблявший алкоголем и не желающий общаться с людьми, буйный смутьян Караваджо, не расставшийся со своей шпагой и готовый пустить её вход по любому поводу и многие другие. Возможно, наличие таланта не всегда благотворно действует на психику и позитивное восприятие мира, а, скорее всего, к подобным людям просто более пристальное внимание.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Поллок был мрачным и нелюдимым, часто выпивал, не всегда был в ладах с самим собой, да и внутренним стержнем и сильным характером похвастаться не мог. Обычный человек со своими комплексами, которые пытается компенсировать алкоголем. Потому часто буянил, не давал жить спокойно близким, да и денег у него почти никогда не было, особенно вначале творческого пути. Умер он обыденно и одновременно глупо — напился и пьяным сел за руль, взяв с собой двух пассажирок. В итоге не справился с управлением и угодил в страшную аварию, в которой погиб сам и его пассажирка. Вторая женщина — любовница Поллока Рут Клигман, чудом сумела выжить. Впрочем, то же самое можно сказать и о его жене Ли Краснер — прожить 15 лет со столь буйным и мрачным типом сродни подвигу.

Ли Краснер
Ли Краснер

Поллок был младшим ребёнком в семье Лероя и Стеллы Поллок, где кроме него, уже были четверо братьев. Родители часто переезжали с места на место в поисках заработка, потому ему часто приходилось менять школы, где новичкам далеко не всегда устраивали тёплый приём. Стелла Поллок была женщиной деспотичной — впрочем, как ещё поддерживать порядок в семье, где живут пятеро мальчишек. Отца Джек видел редко — тот постоянно работал, пытаясь найти средства для столь обширного семейства. Да и более взрослые братья наверняка не всегда давали младшему жить спокойно, награждая в дело и не в дело тумаками и подзатыльниками. Так-то неудивительно, что в такой обстановке Джек постепенно пристрастился к алкоголю и к 18 годам уже часто закладывал за кадык.

А в 1941 году он познакомился с Ли Краснер, и что удивительно — она, молодая и независимая женщина, с деловой хваткой и неплохо разбирающиеся в искусстве вдруг с первого взгляда влюбилась в мрачного алкоголика. Вскоре они стали жить вместе — Краснер стала продвигать творчество художника и знакомить его с нужными людьми, в том числе и со знаменитой собирательницей картин современных художников и меценатом Пегги Гуггенхайм. Она и выставила в своей галерее его картину «Стенографическая фигура», а заодно сделала заказ на знаменитое полотно «Фреска».

Фреска
Фреска

Его картины хвалили критики и зрители, но покупать не отважились, а деньги художнику нужны были всегда. Да и кабальный договор с Пегги Гуггенхайм требовал продажи картин Поллока в течение одного года, в противном случае они все становились её собственностью.

Стенографическая фигура
Стенографическая фигура

Однако вскоре Поллок придумал писать картины в «капельной технике», прославившуюся его во всём мире и о сложности реализации своих работ, а заодно и о проблемах с деньгами можно было забыть. Будь не таким, как все, ищи что-то по-настоящему новое — этот принцип многих современных художников Поллок реализовал на все 100%.

Глубина
Глубина

В 1945 году Джексон и Ли Краснер переехали из Нью-Йорка, и купили небольшой домик на острове Лонг-Айленд. Этот переезд пошёл художнику явно на пользу — он перестал пить, поскольку оказался далеко от богемной жизни с её постоянными алкогольными вечеринками и друзьями-собутыльниками, обустроил мастерскую в сарае, неподалёку от дома, где поселился с женой и постоянно работал, создавая свои картины. Для творчества этот период жизни был очень продуктивный, Поллок постоянно усовершенствовал свою знаменитую «капельную технику». В итоге ему даже не требовалось предварительно писать эскизы и наброски, картины сразу создавалась на лежащем холсте, а потом он отказался и от кистей, предпочитая различные подручные средства.

Номер 1 (Лавандовый туман)
Номер 1 (Лавандовый туман)

Он ходил вокруг холста и выливал предварительно разбавленную до нужной консистенции краску прямо на него, тогда она застывала своеобразными потёками. А потом при помощи различных лопаточек и пульверизаторов разбрызгивал льющуюся краску на холст, чтобы она застыв, превращалась в капли различной формы, — вдруг из подобного действия, на первый взгляд, хаотичного и бессмысленного получиться что-то интересное? И действительно получалось.

Два трезвых года жизни стали своеобразной «Болдинской осенью» для Поллока. Тогда он создал свои лучшие работы: например, «Осенний ритм» или «Лавандовый туман».

Однако вскоре он вновь начал пить, потому и картин стало куда меньше, однако в некоторые моменты просветления получались отличные вещи, такие как головокружительная «Конвергенция» или удивительная «Глубина».

Поллок продолжал пить, а заодно и завёл роман с молоденькой художницей Рут Клигман. Это стало последней каплей для Ли Краснер — та покинула его и уехала в Европу.

Конвергенция
Конвергенция

Да и Клигман с трудом терпела пьяные выходки Поллока. Наконец, случилась та злополучная поездка в пьяном виде на автомобиле, закончившаяся катастрофой. Клигман спасло удачное стечение обстоятельств — она вылетела через окно, а Поллок так и остался заложником собственных демонов, которые в итоге победили.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.