Известная всему миру главная площадь Санкт-Петербурга - Дворцовая - величественна и торжественна.Именно ей по праву принадлежит ведущая роль среди площадей города на Неве.
История этой площади неотделима от истории города. В 1704 году Петр I заложил Адмиралтейскую верфь-крепость.В оборонных целях сооружение окружили земляными валами и рвами, заполненными водой. По тем же причинам со стороны суши оставили открытое, хорошо просматриваемое пространство (эспланаду) и лишь за ней, вдоль изгиба берега реки Мойки, размещалась жилая застройка. После окончания в 1721 году войны со Швецией эспланада утратила свое назначение и постепенно превратилась в луг, получивший название Адмиралтейского. Здесь обычно пасли царских коров. Луг пересекала «Большая перспективная дорога» - будущий Невский проспект. По северному фронту площади вдоль берега Невы в 18 веке были возведены первые жилые здания - Зимний царский дворец и особняки придворных. Тогда же обе части Адмиралтейского луга были замощены булыжником, и с тех пор они именуются Дворцовой и Ад-миралтейской площадями.
Застройка Дворцовой площади у берега Мойки по-прежнему оставалась неорганизованной, разноэтажной и совершенно не соответствовала масштабам и великолепию Зимнего дворца.
Вопросом преобразования Дворцовой площади занялась Академия художеств. В 1779 году был объявлен конкурс и через год был утвержден конкурсный проект архитектора Ю. Фельтена, который предложил застроить площадь домами с одинаковыми фасадами и высотой равной Зимнему дворцу. По этому проекту у Невского проспекта были выстроены три дома придворных, вплотную примыкавшие друг другу. Один из них принадлежал Я. Брюсу, а два других - фавориту Екатерины II А. Ланскому. Помещения дома Ланского с 1811 года арендовал Главный штаб. Вскоре он приобрел все три дома.
Далее вдоль площади и берега Мойки тянулись небольшие частные дома, разные по стилю, высоте и масштабу, совершенно не гармонировавшие с Зимним дворцом. В 1823 году была закончена реконструкция Адмиралтейства.Несоответствие между великолепными зданиями Зимнего дворца, Адмиралтейства и неорганизованной застройкой усилилось еще больше.
Необходимость реконструкции стала особенно острой и в 1819 году за эту непростую задачу берется Карл Иванович Росси . Ему поручается для размещения Главного штаба переоборудовать дома, ранее принадлежавшие Ланскому и Брюсу.
Чтобы застроить площадь правительственными зданиями, пришлось скупить все частные строения, что потребовало огромной по тем временам суммы - 3 миллиона рублей. Росси умело использовал существующие постройки. Он сохранил наиболее интересные интерьеры и основные стены в домах Брюса и Ланского. Здания вдоль Мойки, не представлявшие особой ценности,снесли.
Работы проводились специально организованной «Комиссией по устроению против Зимнего дворца правильной площади». За шесть лет были сооружены : Здание Главного штаба и других военных учреждений , Министерство финансов и иностранных дел и корпус Министерства финансов на берегу Мойки . Затем в 1827 году были воздвигнуты арки, объединившие восточную и западную части огромного сооружения на площади. В 1829 году заканчивается отделка всех зданий .Росси, как главный архитектор Комиссии, руководил всем строительством. Не только общий градостроительный замысел и проекты зданий, но и рисунки скульптурных композиций, в том чисте и великолепной триумфальной ко-лесницы, интерьеров и многочисленных деталей отделки, - все это произведения самого Росси.
Монументальные скульптурные композиции были воплощены В. Демут-Малиновским и С. Пименовым, а основные декоративные росписи кисти Л.Б. Скотти.
При возведении этого сооружения протяженностью более полукилометра, невиданно масштабного для того времени, возникало много технически сложных проблем. Ряд трудностей представляло строительство арок. Подвергалось сомнению их конструктивное решение , предложенное Росси. Но Росси настоял на своем: «... если арка упадет, я готов упасть вместе с ней», -и во время удаления временных опор стоял на самом верху арки. Плодотворным было содружество Росси с инженером М. Кларком - директором Александровского чугунолитейного завода и ведущими его мастерами А. Маликовым и И. Черняевым. Они зачастую вносили рациональные предложения, помогавшие практически реализовать смелые идеи Росси. Первоначально на триумфальной арке предполагались две статичные женские фигуры, держащие щит с гербом. Но в результате решили установить колесницу со статуей Победы.
Скульптурную группу весом в 80 тонн,шириной более 15 метров и высотой около 10 метров отлить в тех условиях, а тем более установить на арке было чрезвычайно сложно. Кроме того, возникала значительная дополнительная нагрузка на арку. Тогда Кларк предложил «выбить» колесницу из медных листов по модели и укрепить их затем на чугунном каркасе. Благодаря этому вес колесницы уменьшился в разы.
Триумфальной аркой Росси связал здания Главного штаба и министерств и таким образом охватил «единым фасадом» всю юго-западную сторону площади, преобразив ее тем самым в единое строение .Казалось бы, так просто, но никто до Росси не сумел додуматьея до этого.
Кстати первоначально здание было окрашено в светло-серый и колесница была бронзированный.Позднее, для удешевления ремонтных работ скульптуры уже не бронзировались. Они красились в черный цвет, а фасады - в желтый.
Творческая жизнь Росси была насыщенной, но далеко не легкой. Например как-то его ,оформлявшего пышное торжество для Павла I,на само торжество не допустили . А все потому,что он не принадлежал к дворянскому роду а был всего лишь, как его презрительно называли , «Пиков пасынок». Его отчимом был Ле-Пик - придворный балетмейстер. Об отце ничего не известно . Мать Росси - Гертруда Росси и Ле-Пик были знаменитой в Европе балетной парой. Примерно с четырех лет Карл Росси с родителями жили в России. В качестве первой балетной пары Гертруда и Ле-Пик с огромным успехом выступали на сцене петербургских театров и сами ставили балеты, которые оформлял знаменитый художник-декоратор П. Гонзага.
( О декоративных работах П.Гонзага можно прочитать здесь
).
Но несмотря на успех родителей и свои собственный достижения Карл Росси всегда был ущемляем при дворе. Он был первый архитектор императорского двора, первый зодчий градостроительного комитета, и по существу - главный архитектор столицы России. Одну за другой на него возлагают самые ответственные и значительные работы.Начав службу еще при Екатерине II, продолжив ее при Павле I, Росси был свидетелем прихода к власти Александра I, а затем Николая I. В 1828 году Флорентийская академия присваивает ему звание профессора первой степени , но ни академиком, ни профессором Российской императорской Академии художеств ведущий зодчий Петербурга так и не стал. Не имел Росси и высокого чина. До конца своей жизни он так и остался всего лишь коллежским советником, тогда как все более или менее видные архитекторы дослужились до более высокого чина статских советников.
Содержание большой семьи, широта натуры (Росси много раз жертвовал большие суммы в пользу нуждающихся) - все это требовало огромных средств, а их не было.Долги всю жизнь преследовали его. Еще в 1815 г. у него было уже 6 тысяч рублей долга, и по решению суда ему грозила опись имущества,но имущества не было ( на тот момент он жил в квартире матери).Долг стали вычитать из 1500 рублей годового жалования архитектора. Своего жилья у Росси так никогда и не будет ,хотя большинство архитекторов имели собственные дома, а некоторые даже на территории ансамблей, построенных Росси.
В 1849 году,оставив своей семье многочисленные долги,Карл Иванович Росси заразился холерой и скончался.
Велик был творческий вклад зодчего в застройку Москвы, Твери, Рыбинска, Новгорода, Торжка, Бежецка, Кашина, и большой части Петербурга . Однако пресса отреагировала на его уход более чем скромно. Лишь в «Северной пчеле» появился короткий некролог: «... 6-го числа сего месяца скончался здесь в С.-Петербурге известный архитектор, коллежский советник К. И. Росси, построивший здания в здешней столице, между прочим Михайловский и Елагин дворцы, Главный штаб, Александринский театр с флигелями по Театральной улице и построивший Императорскую Публичную библиотеку» . Это все, что было сказано о великом зодчем-градостроителе.
«Карл Росси» М.Тарановская, «Стройиздат», Ленинградское отделение ,1980год.