Найти тему
Пушкинский музей

Гравюры Франка Брэнгвина: книги из Научной библиотеки

«…Брэнгвин создал стиль нового офорта XX века» – писал искусствовед, директор Музея изящных искусств (1923–1928) Николай Ильич Романов во вступительной статье Каталога выставки «Гравюры Франка Брэнгвина» (Москва, 1926).

Английский художник Фрэнк Уильям Брэнгвин (1867–1956) высоко ценил значение русского искусства для всего мира, и в 1925 году передал Музею 300 своих офортов, литографий и гравюр на дереве, предназначая дар русским художникам. В свою очередь наши художники-граверы А.П. Остроумова-Лебедева, Е.С. Кругликова, И.И. Нивинский, П.Я. Павлинов, В.А. Ватагин, В.А. Фаворский и многие другие через Музей изящных искусств передали Брэнгвину более 200 листов своих работ, которые предполагалось хранить в Кабинете гравюр Британского музея.

-2

Выставка Фрэнка Брэнгвина состоялась в 1926 году в Гравюрном кабинете Музея. К событию был издан каталог: книга карманного формата на 16 страниц в бумажном издательском переплёте состоит из пояснительного текста Н.И. Романова и списка гравюр, представленных на выставке. Любопытно, что Н.И. Романов соотносит гравюры с порядковыми номерами, которые даны в английских каталогах 1912 и 1925 годов.

Каталог ранних графических работ Брэнгвина 1912 года «Catalogue of the etches work of Frank Brangwyn» также хранится в фонде Научной библиотеки. Это ценное издание было выпущено специалистами по британскому искусству из Общества изящных искусств (The Fine Art Society) в Лондоне, которое ведёт свою историю с 1876 года.

Общество активно продвигало современных художников: на сайте компании имя Фрэнка Брэнгвина упоминается среди первых, чьи выставки прошли в галерее The Fine Art Society при их жизни. «Общество изящных искусств» всегда занимало видное положение в качестве организатора выставок, продавца эстампов, посредника между художниками и коллекционерами, и издателя. Более 140 лет оно выпускает книги по изобразительному искусству, а также каталоги выставок.

На фото выше страницы английского издания 1912 года. Убеждаемся, что офорты №70 Ветряные мельницы в Брюгге и №118 Церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции соответствуют указанным номерам в каталоге московской выставки Брэнгвина в 1926 году.

О творческой манере Брэнгвина пишут, что её отличают резкие, грубые линии. Этот прием художник почерпнул в офортах Рембрандта, к творчеству которого он относился особенно внимательно и специально его изучал. Брэнгвин активно применял прием тонирования гравировальной доски – при покрытии краской для печатания это зрительно обогащало рисунок. Наиболее ярко это видно на поздних офортах мастера.

#гмиибиблиотека #пушкинскийbooks