Найти тему

Трогательные детские образы в резной скульптуре

Детская скульптура, слоновая кость, Кристофер Ангермайр, Мюнхен, 1620 г., высота 14 см.
Детская скульптура, слоновая кость, Кристофер Ангермайр, Мюнхен, 1620 г., высота 14 см.

Дети в искусстве 17-18 веков изображались не так, как сейчас. Чаще всего это либо путти, либо маленькие амуры-купидончики, либо же вообще аллегорические изображения младенца Иисуса.

Путти с потухшим факелом, Леонард Керн, высота 15 см без подставки, 1632 г.
Путти с потухшим факелом, Леонард Керн, высота 15 см без подставки, 1632 г.

Рельеф с танцующими детьми, Бавария, резная кость, сер. 17 в., ширина 13,2 см,
Рельеф с танцующими детьми, Бавария, резная кость, сер. 17 в., ширина 13,2 см,

Изображать детей сложнее, чем взрослых, ведь у них другие пропорции, конструкция (скелет и мышцы) скрыты под слоем младенческого жирка. Из-за этого иногда дети выглядят в скульптуре как маленькие взрослые.

Купидон, изготавливающий лук. Бальтазар Пермозер, Берлин, 1706 г., высота 27 см
Купидон, изготавливающий лук. Бальтазар Пермозер, Берлин, 1706 г., высота 27 см
Спящий ребенок, 1650 г., Франсуа Дю Кенуа, Нидерланды, длина 15 см
Спящий ребенок, 1650 г., Франсуа Дю Кенуа, Нидерланды, длина 15 см
Пробуждающийся ребенок, 1650, Нидерланды, длина 13,8 см
Пробуждающийся ребенок, 1650, Нидерланды, длина 13,8 см

Амур, спящий на песочных часах — широко распространенная в то время аллегория быстротечности времени. На эту тему существует много композиций, изготовленных для кабинетов редкостей, распространенных в Европе 16-18 вв. Слоновая кость как нельзя лучше подходит для таких скульптур.

Амур, спящий на песочных часах с черепом. Керн Леонхард, 17 век, высота 29,7 см. Обратите внимание, что песочные часы с черепом вырезаны отдельно и приставлены к руке.
Амур, спящий на песочных часах с черепом. Керн Леонхард, 17 век, высота 29,7 см. Обратите внимание, что песочные часы с черепом вырезаны отдельно и приставлены к руке.
Спящий ребенок, 3-я четверть 17 в., Нидерланды, длина 11,2 см без подставки. Подставка — золоченая бронза, более поздняя, чем резьба, очевидно, 2-я половина 18 века.
Спящий ребенок, 3-я четверть 17 в., Нидерланды, длина 11,2 см без подставки. Подставка — золоченая бронза, более поздняя, чем резьба, очевидно, 2-я половина 18 века.
Четверо путти. Высота 17 см, Нидерланды, Амстердам, 18 век. Амстердам был главным европейским городом, в который с 16 века поступало большое количество слоновой кости из колоний. Поэтому здесь изготавливалось значительное количество резных стутуэток.
Четверо путти. Высота 17 см, Нидерланды, Амстердам, 18 век. Амстердам был главным европейским городом, в который с 16 века поступало большое количество слоновой кости из колоний. Поэтому здесь изготавливалось значительное количество резных стутуэток.

По материалам Баварского Национального музея, Государственного художественного собрания Дрездена, музея Виктории и Альберта, собрания Лувра, Венской Кунсткамеры

©Татьяна Артюхова

На нашем канале мы публикуем статьи о резьбе по кости, видео из нашей мастерской, интересные подборки скульптур. Подписывайтесь и узнавайте все об этом редком и старинном искусстве!

Мы профессиональные резчики со стажем более 20 лет, работаем с бивнем мамонта и древесиной ценных пород.

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна

Посмотрите подборку современной скульптуры на детскую тему: