Мы идем по жизненному Пути, стремясь понять смысл всего происходящего. Не всегда нам это удается, поскольку любое принятое решение, любое убеждение часто разбиваются о реальность. Поэтому нас одолевают сомнения в правильности нашего выбора. Не так ли?
Меня всегда восхищали люди, которые не отходили от своих воззрений даже перед страхом смерти - среди них, конечно, Джордано Бруно. История рассказывает нам, что Джордано был сожжен на костре за свои еретические высказывания.
Но давайте с вами поговорим, от каких своих воззрений и учений не захотел отказаться Джордано Бруно, даже под пытками, которые продлились долгие 7 лет, про которые католическая церковь умалчивает.
Как все начиналось:
Родился Филиппо Бруно в Ноле, что рядом с Неаполем, в 1548 году. Уже в возрасте 15 лет он присоединился к доминиканскому ордену в Неаполе, где постригся в монахи и получил имя Джордано. В возрасте 24 лет он был рукоположен в священники, но вскоре ему пришлось покинуть монастырь и Италию из-за своих сочинений, считавшихся еретическими.
Он путешествовал по разным частям Европы, в том числе в Париж, где опубликовал «О тенях идей», первое произведение, которое принесло ему известность не как философу, а как мастеру искусства работы с памятью.
Он был лектором в Оксфорде и написал множество итальянских диалогов, в том числе «О причине, принципе и единстве» и «О бесконечной Вселенной и мирах». Он завершил свои первые латинские произведения в Германии, в том числе «Героические безумства». Джордано был философом, поэтом, писателем, и в этой статье невозможно указать весь список его произведений, но их многообразие просто удивляет.
Джордано Бруно был приглашен в Венецию под ложным предлогом его предполагаемым другом, венецианским патрицием по имени Джованни Мочениго, который утверждал, что хочет научиться у него искусству магии и памяти. Мочениго донес на него римской инквизиции, и в конце концов его доставили в Рим, где он провел семь лет в тюрьме, пока не был сожжен заживо на площади Цветов в 1600 году. Сегодня на той же площади стоит памятник в его честь.
На постаменте надпись: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».
За какие философские воззрения казнили Джордано Бруно?
В философии Джордано Бруно тема натурализма является центральной, означающей, что природа составляет единственный принцип реальности. Это означает, что Бог и природа склонны отождествляться.
Чтобы понять отношения между Богом и миром, Бруно анализирует понятия причины и начала. Причина — это производящая энергия, которая определяет реальность, оставаясь при этом обособленной, как плотник, который строит мебель. Таким образом, мы можем сказать, что плотник есть причина мебели, точно так же, как Бог есть причина мира. Принцип есть составной элемент вещей, который становится следствием, не отделяясь от него, подобно семени, которое становится растением. Таким образом, мы можем сказать, что семя есть начало растения, так же как Бог есть начало мира.
По Бруно, Бог не просто творец природы, а сама природа, неиссякаемый источник, который непрерывно действует изнутри, оживляя все. Этот взгляд называется пантеизмом, и он означает, что Бог есть уникальная реальность, одновременно причина и вечная природа. Результатом этих воздействий является то, что Джордано Бруно называет «nature naturans», форма природы, но в то же время это «natura naturata», материальная субстанция. По существу, есть одна вселенная, и есть два начала мира: одно активное, форма, и одно пассивное, материя. Однако эти два принципа являются двумя аспектами одной и той же реальности.
Поэтому Джордано Бруно совершенно по-новому переформулировал учение Аристотеля о причинах, согласно которому материя и форма являются уже не двумя отдельными субстанциями, а двумя аспектами одной и той же субстанции. По этой причине он утверждает, что все живые существа суть различные явления единой универсальной субстанции, как определял Бруно Бога, «человека insita omnibus», разум, присутствующий во всех вещах, имея в виду жизненное и имманентное начало. Но в то же время он также является «человеком super omnia», умом над всеми вещами, то есть трансцендентной причиной.
Согласно Бруно, мы можем знать только некоторые аспекты Бога, исходя из познания природы или следствий творения. Таким образом, человеческий разум никогда не сможет напрямую постичь Бога.
Но как мы можем познать мир природы и его работу? По Бруно, процесс познания начинается с чувственного восприятия и наблюдения, которые позволяют нам формировать общие представления о мире. Затем из этих понятий мы можем использовать разум для формирования более абстрактных и сложных идей. Однако этот процесс не ограничивается человеческим разумом, поскольку Бруно считал, что вся природа обладает неким разумом, который позволяет ей участвовать и в этом процессе познания.
Помимо своих философских идей, Бруно также был известен своими противоречивыми взглядами на религию. Он отверг многие традиционные христианские доктрины, такие как Троица и идея личного Бога. Вместо этого он верил в своего рода пантеистическую духовность, в которой Бог был не отдельной сущностью, а скорее имманентным присутствием во всем. Это привело его к столкновению с религиозными авторитетами того времени, которые считали его идеи еретическими, и в конечном итоге привело к его смерти.
Несмотря на свой трагический конец, Джордано Бруно остается интересной фигурой в истории философии и науки. Его идеи о природе вселенной и отношениях между Богом и природой продолжают вдохновлять мыслителей и по сей день, а его готовность бросить вызов устоявшимся убеждениям сделала его символом интеллектуального мужества и свободы мысли.
Советую вам погулять по каналу "Сделано в Италии" - я создала для вас более 100 статей и видео!
Например такие:
Не успеваете прочитать все статьи сейчас? Тогда просто подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!
Если статья была интересна, дайте мне знать об этом лайком ))