Мир-нуар этих рассказов (нынче эта тема очень модная) несколькими сюжетными линиями отсылает читателя к «Марсианским хроникам» Р. Брэдбери (и эти рассказы стоит почитать). Новая этика и эстетика жизни героев этого сборника, сосредоточенная в соцсетях, СМС («Мишура из фантиков и оберток», «Кусок пластика»), с одной стороны воспринимается как обыденность – ну да, многие теперь так живут и общаются, с другой стороны подвергает в некий ступор.
Еще одна аналогия с рассказом Брэдбери «Вельд» возникает, когда читаешь рассказ «Лучше не знать». Там львы съедают провинившихся перед детьми родителей, здесь девочка азартно расправляется с неугодными одноклассниками с помощью экзотического бизнес-проекта своего отца.
Но человек ко всему быстро привыкает, тем более к относительному комфорту, который предлагают ему «умные» машинки-гаджеты. Только предлагаемый сценарий, такой уютный и ожидаемо фееричный, оборачивается неприглядным эпизодом, который, обычно, пытаются стремительно забыть («Кусок пластика», «Всё включено»).
С приключениями у героев так себе. А что же с личным? В рассказе «Тамагочи» боксерская груша-жена и хомячок-муж вместе смотрят сериалы и завтракают. Ну а что? Скольких жён используют в качестве этого спортивного тренажёра. Криминальная хроника услужливо расскажет о таких случаях. А сколько мужей нагуливают хомячьи щеки и брюшко? Косятся друг на друга, пугаются. Но ведь живут. Вместе завтракают, смотрят сериалы.
Горение на работе вполне себе может компенсировать безрадостный семейных быт. Но и тут незадача. В рассказе «Руководство к действию» сотрудникам приходится терпеть замысловатый характер самодура-директора, потому что просто некуда деваться – доги по ипотеке, алиментам, кредитам. А умница красотка устраивается на должность с условиями быть в постоянном режиме готовности для плотских утех любострастника-руководителя, потому что «вы никогда в школе не работали».
Да, а что с духовностью? Как же удаётся в такой хронической хтони героям рассказов найти хотя бы лучик надежды и куда обратиться со своими душевными чаяниями? В рассказе «Разговор с человеком» общение с людьми на самом деле становится недешевым пакетом «Исповедь», либо жаждущему общения с живым, настоящим человеком нужно проходить курс «Очищение души». А это самая большая роскошь.
***
Марта Антоничева (Саратов) - лауреат второй премии драматургического конкурса «Евразия» 2015 года (пьеса «Дурацкое детство»), литературный критик, драматург , режиссер-документалист.
- Кому читать: зависимым от соцсетей и форумных советов. Тем, кто основательно и беззаветно выдаёт желаемое за действительное. Тем, кто пытается жить «не своей» жизнью. Кто потерялся в этой жизни и пытается хотя бы нащупать ориентир в кромешной тьме.
- Книга в библиотеке: Антоничева М., 1003-й свободный человек : рассказы. — Москва : Эксмо, 2021. — 220, [2] с. ; 21 см. ); Шифр 84(2=411.2)6-4; Авторский знак А724; Инв. номер 2424084-КХ(А)
- Автор рецензии: Юлия Ваганова (Региональный центр Президентской библиотеки), колумнист портала vsetyah.ru
- Рекомендуем также: Брэдбери Р., Марсианские хроники : полное издание. — Москва : Эксмо, 2020. — 605, [1] с. ; 21 см. — (Легенды фантастики). — (Весь Брэдбери. ВБ). — (Отцы-основатели). — (Sci-fi foundation). Инв. номер 2428896-КХ; 2428897-КХ
В книгу вошли сами "Марсианские хроники", впервые выходящие на русском языке в самом полном составе, включая новеллы и предисловия, изъятые или добавленные автором в разное время, а также "Иные марсианские хроники" и "Неканонические хроники" - два сборника "марсианских рассказов", отобранных самим Брэдбери.
****
Если понравилась публикация – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Здесь мы читаем хорошие книги и делимся впечатлениями. А жителей и гостей Екатеринбурга ждём в библиотеке Белинского.