Сейчас многие из нас регулярно сталкиваются со стрессом и эмоциональным перенапряжением. Стрессовые ситуации встречаются повсюду: дома, на учёбе и работе, в транспорте, на улице и в других людных местах. Чаще всего стресс начинается, когда мы понимаем, что больше не в силах контролировать ситуацию. В такие моменты нужно уметь совладать с мыслями и эмоциями и не допустить, чтобы подобная нагрузка на организм стала чрезмерной.
В Череповецком госуниверситете состоялась серия из 5 мастер-классов: «Всё в твоих руках», «Звезда Египта», «Нейрографика», «В мире гармонии» и « Жизнь в ресурсе». О том, как противостоять стрессу и апатии, о психологических способах и техниках преодоления эмоционального выгорания рассказали педагоги и психологи школ.
· «Всё в твоих руках»
Встреча заключалась в том, чтобы научиться справляться с различными трудностями, находить ресурсы для их решения и помочь себе восстановиться. Для этого можно использовать несколько техник и методик, ниже о некоторых из них:
- упражнение "Стоматологический кабинет"
- Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в стоматологическую клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.
- Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.
- Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.
Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в стоматологическом кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.
А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.)
- упражнение "Бумажный человечек"
Некоторые считают, что нужно регулярно ругать и критиковать себя и других, чтобы стимулировать к действиям. Чтобы было понятно, к чему приводит такая «самокритика», попробуйте сделать одно простое упражнение.
1. Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
2. Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
3. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем.
4. Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге.
Потом задумайтесь, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? Получается, что на самые тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
5. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили – отвернули часть.
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
- Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
- Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
- Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
Проанализируйте, к каким выводам вы придёте после выполнения данного упражнения. Стоит ли так часто себя критиковать?
- упражнение «Звуковая гимнастика»
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Пропиваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на внутренние органы;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение
· «Нейрографика»
Нейрографика — это творческий метод, который помогает осознать свою проблему и найти ее решение через рисование по специальному алгоритму. Метод был предложен психологом и коучем Павлом Пискаревым в 2014 году.
По задумке автора, с помощью рисования определенных линий и фигур человек лучше понимает свои неосознаваемые мысли, чувства, идеи и постепенно приходит к решению проблемы. Иногда нейрографику называют разговором со своим подсознанием при помощи линий и форм.
Так, с помощью маркера вы можете изменить свое отношение к происходящему, гармонизировать любую ситуацию, достичь поставленной цели.
В визуальном языке есть 4 символа:
круг, треугольник, квадрат, линия.
Эти знаки могут передать состояние человека во всей полноте по отношению к какой-либо теме.
Линия - это график процессов. Линия соединяет элементы жизни. В Нейрографике линия имеет особое значение и называется она - нейролиния.
Техника рисования:
1. Сосредоточьтесь на своих чувствах и проблеме, которая вас беспокоит.
2. Начертите на листе нейрографическую линию - ведите ее в течение 5-10 секунд.
3. Изучите участки, где линия пересекает сама себя, и скруглите их, закрашивая. Добавляйте к рисунку фигуры и линии, чтобы заполнить пространство.
4. Когда дополнительные линии и фигуры дописаны, еще раз закруглите все пересечения.
5. В конце добавьте цвет в рисунок.