Найти тему
61,9K подписчиков

Установка ПЧ в токарный станок - проблемы и решения

936 прочитали

Статья про ремонт токарных станков вызвала широкий интерес узких специалистов) В комментариях много интересных вопросов, это значит, что тема актуальная, и это радует.

Читатель Сергей П попросил помощи по установке ПЧ в токарный станок, и я решил выложить нашу переписку в комментариях в отдельной статье. Некоторые проблемы до сих пор не решены, поэтому предлагаю присоединиться коллегам в комментариях, и высказать своё мнение.

Вопрос по установке преобразователя частоты (ПЧ) в токарник

Спасибо Александр за выложенный материал. Да, станок у нас такой (практически), и электросхемки даже есть. Но я всё с ЧП от Вас никак не отстану (извините). Статьи про переделки станков и двухскоростные двигатели почитал, но не нашёл ответа на ключевой для меня вопрос: как всё таки подключить двухскоростной двигатель к ЧП- треугольником (750 об/мин) или звездой (1500 об/мин).

Или вообще можно этот хитрый переключатель скоростей оставить и щёлкать им в случае нужды?

Цели и задачи у нас простые: сначала отказала тормозная муфта, потом ряд муфт в коробке скоростей (муфты чинить не представляется возможным- там обрывы обмоток). То есть с выбором скоростей и торможением проблема. Вот фотка брно (или борно)):

Крышка борно
Крышка борно

СамЭлектрик.ру: Сергей П, Пожалуйста!

судя по схеме на крышке, у вас обычный двигатель звезда/треугольник. Но это не точно, может быть схема неверная, в советской технике это часто.

Для начала подключите экспериментально звезда или треугольник, и покатайте пару часов, желательно под нагрузкой. Контролируйте работу и перегрев движка.

Частотник должен быть больше двигателя по мощности, тут писал в комментах и по ссылкам в конце статьи.

В этом станке двигатель на 10 или 12 кВт, значит ПЧ лучше всего на 15. И к двигателю нужно будет вентилятор для принудительного охлаждения.

Если есть шильдик, посмотрите, там должно быть соответствие напряжения питания и схемы. Выбираете схему, которая на 380, и частотник на 380 тоже (есть варианты с другим выходным напряжением, но это крайне редко)

---

Сергей П: Спасибо Александр. Я так понял, что на крышку ориентироваться не стоит, так как переключатель скоростей стоит и он работает, значит это двигатель 2-х скоростной и здесь вопросов больше нет. А с подключением к ЧП- ну что же, так и сделаю (оставлю переключатель скоростей а подключу выход ЧП ко входу этого переключателя) и понаблюдаю.

Только наверное возникнет вопрос корректности настройки ЧП (ведь на разных скоростях у движка разные токи). Но мощность мотора всё таки ближе к написанной в паспорте (в одной бумаге 3,2/5,3; в другой -4,2/7,1) и напомню измеренный ток: 7А (макс). ЧП хочу веспер на 5,5 кВт (у него выходной ток до 13А). Мне кажется должен подойти. Как думаете? Тормозной резистор тоже закажу.

---

СамЭлектрик.ру: Сергей П, для начала надо покатать станок без ПЧ, причем включить двигатель на низкие обороты.

Проверить работу. Если всё нормально, на этом положении скорость и оставить. В наиболее устойчивом положении оставить механическую и электрическую коробку (её можно выкинуть) Поскольку при помощи ПЧ можно увеличить скорость до 150% (тут ограничение прежде всего в подшипниках двигателя, которые заменить на новые качественные).

И только потом ставить ПЧ.

Если номинальная мощность взять 4,2 кВт и в этом положении обмоток двигатель использовать, то 5,5 кВт ПЧ нормально.

Ещё раз - в первое время контролируйте перегрев двигателя, подшипников и ПЧ!

Возможно сейчас противоречу сам себе, но нужен точный расчет с учетом режимов, в которых в основном будет работать токарный. Оптимально, когда движок будет работать на номинальных оборотах +-20%. Это реализовать при помощи ПЧ.

Если отклонение больше (особенно в минус) то лучше использовать механическую коробку или шкивы, чтоб облегчить работу движка. Аналогия с коробкой в автомобиле - колёса с разной скоростью, а двигатель примерно одинаково.

---

Сергей П: Здравствуйте Александр. Пишу с докладом: что получилось. Итак, приобрели ПЧ Веспер на 7,5кВт и тормозной резистор. Питание снял со входа магнитных пускателей, тех что пускают шпиндель ( отключив их силовые контакты) а выход ПЧ подключил к проводам, которые шли от этих пускателей.

Хитрый переключатель скоростей таким образом остался и даёт возможность выбрать оптимальный режим работы. Управление взял с освободившихся силовых контактов этих пускателей. Сделал переключатель фиксированных скоростей (на фото клавишного типа). Запустил, всё работает.

Но: что то я сделал не так, и прошу вашей помощи. А не так вот что: дело в том, что при пуске станка (кнопкой S7 на оригинальной схеме) вместе с двигателем охлаждения включается и двигатель главного привода (так задумано изготовителем) а собственно переднюю бабку токарь запускает рычагом, то есть с помощью электромуфты. Вот тут то и выявилась проблема: когда включается вращение вперёд, то вопросов нет, но когда включается реверс, то бабка вначале запускается в том же направлении, в каком она была до переключения. Включается на небольшое время (секунды две-три) затем направление меняется. Но это очень неприятный момент.

И второй неприятный момент- это тормоз (штатный не работает, неисправна муфта): его нет. Точнее он есть, но он останавливает двигатель (при нажатии грибка "стоп"), а так как токарь останавливает рычагом (то есть муфтой пуска как я понимаю), то бабка останавливается свободным выбегом, и тормозить и не думает (что и логично). Посоветуйте пожалуйста что делать))

Ящик с ПЧ Веспер
Ящик с ПЧ Веспер

---

СамЭлектрик.ру: Здравствуйте! "когда включается реверс, то бабка вначале запускается в том же направлении, в каком она была до переключения" - тут не понял, меняет направление вращения двигатель?

По тормозу - нужно в настройках установить торможение при помощи тормозного резистора, и резистор подключить по схеме, и поставить параметры торможения.

---

Сергей П: СамЭлектрик.ру, Направление конечно меняет. Но вначале бабка чуток крутится в том же направлении, какое было до переключения. Я так понимаю, причина в холостом ходе. Муфта в коробке скоростей видимо подключается чуть быстрее, чем отпускает контактор.

Я сейчас пойду попробую избавлюсь от этого холостого хода (переключу катушки пускателей параллельно реле К4,К5. То есть при включении зелёной кнопкой пуск у меня включится только движок смазки, а двигатель главного привода будет включатся от рычага (вместе с муфтой). Не знаю насколько это правильно, но попробую (холостой ход для чего то неслучайно придуман, надо полагать).

По всей видимости нужно полностью уходить от этих муфт (коробки скоростей), но во первых, 4 скорости ещё работают и во вторых заказчик пока не готов искать ремни (для переключения бабки напрямую).

А по тормозу- опять же причина в алгоритме работы (как я понимаю)- когда ставим рычаг в нейтральное положение, то мотор останавливается, но: теряется связка мотор-бабка (из-за опять же этих муфт, будь они неладны). Здесь я вижу аналогию с автомобилем с ручной коробкой- если на ходу включить нейтралку (в нашем случае рычагом тоже нейтралку включаем) то водитель нажав на тормоз остановит автомобиль, а у нас эту функцию выполняет тормозная муфта (которая неисправна).

Представьте неисправные тормоза на автомобиле- жми не жми на педаль, колёса будут продолжать крутится и авто ехать, а чтоб затормозить двигателем, нужно включить скорость, то есть установить связь мотор-колёса. Так и в нашем случае, пока ремни не перекинем и не сделаем жёсткую связь мотор-бабка (он же шпиндель, не знаю как правильно) то и тормозов нам не видать. Я прав?

---

СамЭлектрик.ру: Попробую Вашу проблему и пути решения изложить в статье.

Можете прислать фото внутри электрощита?

---

Статья про ремонт токарных станков вызвала широкий интерес узких специалистов) В комментариях много интересных вопросов, это значит, что тема актуальная, и это радует.-3

Статья про ремонт токарных станков вызвала широкий интерес узких специалистов) В комментариях много интересных вопросов, это значит, что тема актуальная, и это радует.-4

От эффекта реверса избавился (переделал как писал выше). Теперь при пуске станка включается только мотор смазки а основной двигатель включается от рычага и одновременно запускается передняя бабка (шпиндель).

Остался вопрос с тормозом. Но я так полагаю, пока не сделать переделки с механикой (жёсткую связь мотор-шпиндель) проблему не решить. Или как то принудительно может быть (например подать напряжение на муфту в коробке, чтоб она постоянно была в зацепе)? Но, повторюсь, 4 скорости ещё живы в коробке и токарь ими пользуется.

---

Коллеги, какие будут мнения? У кого есть опыт установки ПЧ в токарный и настройки ПЧ Веспер?

Некоторые статьи на канале про токарные станки, ПЧ и двигатели:

------------------------------------

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!