Найти в Дзене

Картинки не для детей: что такое комиксная журналистика

Комиксы – это не только источник развлечения, но и мощный инструмент для передачи информации и рассказа о реальных событиях. Комиксная журналистика – новый формат журналистики, который сочетает в себе текст, картинку и графику. С помощью комиксов авторы рассказывают аудитории о социальных проблемах, политических событиях и культурных тенденциях.

Одним из самых известных комикс-журналистов стал Джо Сако, – многие знают его графические репортажи о военных, политических конфликтах. Он считал, что американские СМИ дают однобокую информацию. В начале 90-х Сакко пробыл два месяца в Иерусалиме и в секторе Газа, взял больше сотни интервью у палестинцев и израильтян, чтобы как можно объективнее осветить арабо-израильский конфликт. Его комиксы не только передают факты, но и позволяют читателям увидеть эмоции и переживания очевидцев.

Фрагмент комикса «Дань Земле», Джо Сакко Источник: elpais.com
Фрагмент комикса «Дань Земле», Джо Сакко Источник: elpais.com

В США существует проект «The Nib» — онлайн-издание комиксов о политике, культуре и обществе. Авторы издания используют комиксы для рассказа о проблемах, которые не всегда получают достаточное освещение в традиционных СМИ. Еще стоит упомянуть платформу «Graphic Journalism», на которой графические журналисты и карикатуристы публикуют свои работы.

В России этот формат начал развиваться относительно недавно, проекты в основном нишевые. Достоин внимания графический репортаж «Русалка с ногами» Тиины Лехикоинен, посвящённый изучению татарской мифологии. На протяжении недели художники из Финляндии, Швеции, Швейцарии и России жили в Казани, знакомились с историей, современной культурной средой и повесткой, чтобы создать комикс. Ещё один актуальный пример – графический репортаж «Странник». Это документальная история, которую создали писательница Анна Рахманько и иллюстратор Миккель Соммер. Весь комикс — монолог бездомного Вячеслава Юровских, который участвовал в боях ММА по всей России.

Комиксная журналистика имеет свои преимущества по сравнению с традиционными форматами журналистики. Она позволяет передавать информацию более доступным и понятным способом, а также создавать уникальный визуальный контекст для читателей. Кроме того, комиксы могут быть использованы для привлечения внимания к проблемам, которые не всегда получают достаточное освещение в традиционных СМИ.

На программе «Журналистика» НИУ ВШЭ можно выбрать для изучения курс «Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга».