Найти тему

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН: "ПОЧЕМУ СОЦИАЛИЗМ?"

14 марта 1879 года (кстати, написание этой даты 3.14 совпадает округлением числа "Пи") в Германском городе Ульм родился один из величайших учёных Мира - Альберт Эйнштейн.

Не каждый знает, что этот выдающийся во всех отношениях Человек знаменит не только своей Теорией относительности, Квантовой теорией фотоэффекта и Статистической теорией диффузии, но также своими гуманистическими, пацифистскими, социалистическими и антифашистскими взглядами. А ещё он хорошо играл на скрипке, и даже давал благотворительные концерты. Несмотря на свою всемирную известность, в жизни знаменитый физик был очень скромным и приятным в общении человеком, не имеющим и малой доли снобизма.

В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Альберт Эйнштейн был вынужден навсегда покинуть свою Родину и эмигрировать с семьёй в США. Осудив агрессивную и захватническую политику Рейха, он публично отказался от Германского гражданства.

Однако и американские патриоты-консерваторы были против въезда учёного в их страну, поскольку он высказывал свои явные симпатии к социализму.

Так в 1932 году «Женская патриотическая корпорация» потребовала не пускать Эйнштейна в США, поскольку он известный смутьян и друг коммунистов. Обладая отменным чувством юмора, Эйнштейн поделился своими впечатлениями с журналистами: «Никогда ещё я не получал от прекрасного пола такого энергичного отказа, а если и получал, то не от стольких сразу»

В 1949 году Эйнштейн написал статью "Почему Социализм?", в которой подробно изложил свои политические убеждения.

В своём небольшом эссе автор выделяет основные проблемы капитализма:

1) Заработная плата рабочего вовсе не определяется стоимостью произведённого им товара или услуги. А определяется она лишь соотношением жизненных потребностей рабочего, потребностью собственника средств производства в рабочей силе, а также конкуренцией рабочих между собой. А потому капитализму всегда будет выгодно наличие безработицы. Чем больше рабочий нуждается в работе, и чем больше он боится ее потерять, тем меньше ему можно будет заплатить. А значит, тем большую часть произведённой им стоимости капиталист сможет присвоить себе.

2) Частному капиталу свойственна постепенная концентрация в руках немногих, что неизбежно приводит к появлению капиталистической олигархии. Это связано с тем, что более крупный бизнес за счёт имеющихся резервов легче переносит периоды снижения спроса на свою продукцию и без труда может побеждать представителей малого бизнеса в конкурентной борьбе. К тому же, концентрации капитала способствует сам научно-технический прогресс, позволяющий вести производство во всё больших масштабах, и плоды которого более доступны для крупного собственника, нежели для мелкого. 

3) Демократические институты не способны ограничить власть олигархов, так как именно они финансируют политические партии, вставая тем самым между законодателем и электоратом. В результате получается, что народные представители в парламенте в действительности отстаивают не интересы большинства своих избирателей, а исключительно интересы привилегированных слоёв общества.

4) Капиталисты прямо или косвенно контролируют основные источники информации (средства массовой информации и систему образования), что мешает гражданину грамотно и осознанно использовать свои политические права.

5) Технический прогресс при капитализме не столько облегчает бремя труда каждого, сколько увеличивает безработицу и способствует дальнейшей концентрации капитала.

6) Но самым большим злом капитализма, по мнению учёного, является уродование человеческой личности. Неосознанные узники своего эгоизма, люди испытывают чувство опасности, ощущают себя одинокими, лишенными наивных и простых радостей жизни. От этого зла страдает и вся система образования. Учащимся с детства прививается стремление к конкуренции - их учат поклоняться успеху в приобретательстве. 

Учёный убеждён, что человек может найти смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обществу. 

Эйнштейн утверждает, что выход из капиталистического кризиса бесполезно искать в науке. Ведь наука не способна создавать цели, и ещё менее - воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может предоставить средства к достижению определенных целей. Сами же цели порождаются людьми с высокими этическими идеалами. И, если эти цели обладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полусознательно определяют медленную эволюцию общества. 

Цель социализма, по мнению физика, состоит в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой его ступени.

Мыслитель уверен, что избавиться от всех этих перечисленных зол можно лишь путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства должны принадлежать всему обществу и использоваться по плану. 

Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребностями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способными трудиться и гарантировала бы право на достойную жизнь каждому мужчине, женщине и ребенку. 

Помимо развития природных способностей человека, социалистическое образование ставило бы своей целью развитие в нем чувства ответственности за других людей, вместо существующего в капиталистическом обществе прославления власти и успеха. 

Однако неверно было бы думать, что Альберт Эйнштейн был поклонником модели социализма, существовавшей в СССР. В ней он тоже видел много своих недостатков.

Плановая экономика, писал учёный - это ещё не социализм. Она не должна сопровождаться полным закрепощением личности. 

Эйнштейн понимал, что построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем. Как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей? Как обеспечить защиту прав личности и создать демократический противовес власти бюрократии? 

Кто знает, возможно, именно эти так и не решённые проблемы впоследствии во многом и предопределили крах Советского Союза?

Узнав, что нацисты работают над проектом атомной бомбы, Эйнштейн пришёл в ужас и подписал письмо в адрес Президента Соединённых Штатов о необходимости срочной разработки ответного оружия. Учёный полагал, что наличие ядерного оружия у США поможет сдержать начало атомной войны.

Сам физик не принимал участия в так называемом "Манхэттенском проекте". И когда он узнал о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, а ещё о ядерных испытаниях США на атоле Бикини, он воскликнул: "Горе мне!" 

Всю оставшуюся жизнь Эйнштейн ужасно жалел о том, что поставил свою подпись на этом злосчастном письме. Если бы он только знал, что Гитлер не успеет создать ядерную бомбу до своего поражения, он бы никогда не подписал этот документ.

Будучи убеждённым пацифистом, великий учёный осуждал войны и вражду между народами, пытался предотвратить Третью мировую войну и желал построить модель справедливого общества будущего.

"Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал" - говорил Эйнштейн.

Выход из кризиса он видел в использовании принципиального иного типа мышления и преодолении антагонизма между западной буржуазной демократией и странами социалистического лагеря. Он считал, что от каждой из существовавших политических систем необходимо было взять самое лучшее.

А что Вы думаете по этому поводу? Можно ли совместить демократию и уважение к правам человека с социальными гарантиями и справедливым распределением результатов труда? И что для этого нужно?

#ЛГО_Думаем_вместе

#ЛСА

#АльбертЭйнштейн

#социализм

#пацифизм