Найти тему
#книгобзор

Как советские страшилки учат критическому мышлению

125 запавших в душу цитат, 8 заметок на подумать, 8 закладок о том, что хочется со временем перечитать. Разрешите представить, «Опасные советские вещи».

Городская легенда — это информация, подтвержденная не фактами, а ссылками на социальные авторитеты. 

Книга хороша. Познавательная, объёмная и достаточно разжёвывает тему советских городских легенд — как простеньких слухов о домах-свастиках, так и специфических историй, переживших не одно поколение.

По началу меня слегка раздражало очень долгое и подробное вступление. Казалось, что очень уж оно душное. Но, по сути, оно дало тот контекст, которые помогает лучше понять саму суть городских легенд в целом и советских легенд, в частности.

Городская легенда выбирает один случай, и неважно, был он на самом деле или нет. Главное, что он мог бы случиться.

При этом далее авторы также по-хорошему дотошно рассказывают и про сами легенды, конечно, самые «громкие», а не все. И вот эти подробные рассказы мне запомнились больше всего.

Очень интересно читать о том, как когда-то возникшие по тем или иным причинам до сих пор отзываются в обществе.

Например, «Дело врачей» (реальное уголовное дело против кремлёвских врачей) привело к появлению городской легенды о врачах убийцах, которые вместо лекарств дают пациентам возбудители заболеваний.

После краткого содержания легенды авторы подробно рассказывают, как этот сюжет повлиял на современников «дела врачей»: отказы от посещения больницы, подозрения в адрес конкретных врачей, растущая склонность к народной медицине.

Советские слухи начала 1950‐х годов сообщали, что пенициллин — спаситель от смертельных инфекций, лекарство, в котором так нуждались все советские люди, может оказаться орудием убийства.

Все эти детали сейчас интересно воспринимать, вспоминая скандалы с антипрививочниками и ковид-диссидентами, или маниакальное доверие к самоучителям по народной медицине и экстресансорике на полках книжных магазинов.

Прямым текстом, конечно, авторы не обрисовывают причинно-следственные связи, но в целом, из того, о чём «Опасные советские вещи» говорят, можно многое додумать и предположить.

И, наверное, это второе, чем мне книга понравилась, — она оставляет простор для размышлений и выводов.

А первое — содержание городских легенд. Эту тему я всей душой обожаю, особенно когда дело касается страшных легенд. О чёрных машинах, похитителях органов, маньяков-охотников за людьми в красном.

В детстве я хорошо знала, что черная «Волга» ворует детей. Моя ровесница Люда передавала следующее: «Один мальчик гулял на улице, и вдруг возле него остановилась черная „Волга“. Опустилось черное окошко, и оттуда высунулась черная рука, она протянула мальчику мяч. Мальчик захотел его взять, и его затянуло в „Волгу“. Больше его никто не видел»

Одно дело читать сами легенды, а другое дело подсмотреть за тем, как исследователи выявляют причины появления этих легенд, рассказывают об их влиянии на людей и следующие поколения.

При всей моей нелюбви к нон-фикшну, читать «Опасные советские вещи» были и интересно, и полезно. Полезно, потому что рассказывая о городских легендах, авторы объясняют механизмы, по которым этот фольклор живёт.

И, что интересно, это те же самые механизмы, которые сегодня люди, сообщества и институты используют для создания фейк-ньюз.

Одна девочка попросила (о, позор!) у иностранца жвачку и отравилась. Она лежит сейчас в больнице, ей уже семь литров крови поменяли, ничего не помогает.

И это третье, чем мне запомнилась книга, — рассказывая о городских легендах государства, которого больше нет, авторы показывают, как естественный фольклор можно использовать в качестве инструмента влияния и убеждения, и даже искусственно создавать аналоги, которые переживут нас всех.

Я ждал от книги нечто вроде сборника городских легенд с поясняющими комментариями. Но получилось что-то более крутое. Говоря о городских легендах, эта книга между строк рассказывает о критическом мышлении.

И подчерпнуть отсюда могут не только фанаты крипипаст и фольклора, но и историки, маркетологи с социологами.

Книга хороша. И я хочу ещё.

Проблема заключается в том, что помнить мы можем не то, что было, а то, что наш мозг считает нужным вспомнить. Он охотно создает себе мир дополненной реальности.
Городская легенда — часть такой дополненной реальности.

А вы слышали про опасные советские вещи? Расскажите в комментариях, чем пугали детей в вашем городе)

Перешлите этот обзор 20 друзьям, чтобы Чёрная "Волга" не засняла вас на красную плёнку!