Возле федеральной трассы стояла разношёрстная толпа человек 20. Редкие проезжающие машины выныривали слева из-за леса, медленно приближались по серой ленте дороги, со свистом проносились мимо людей, и так же медленно превращались в маленькие точки, заползая за горизонт справа. Чинный не любил в это время года выбираться куда-либо из Сочи, разве что по работе в Москву, но то была досадная необходимость. А здесь...
- Сегодня у нас встреча инициативой группы городского актива города Рязань Тобольско-Саратовская с федеральным чиновником, который приехал из Москвы, чтобы самому, так сказать воочию, увидеть то, о чем мы писали в многочисленных жалобах в Кремль. Господин Чинный, - федеральный чиновник, неприметно стоящий в стороне от возбуждённой толпы, поморщился при слове "господин", - предложил провести встречу в, ммм, здесь... – говорящий развел руками.
«А это, по всей видимости, глава этой самой инициативной группы – Бойкин», – подумал Чинный.
Бойкин принялся высматривать чиновника среди людей. На улице стояла холодная осенняя погода, в воздухе кружила перемешиваемая порывами ветра водяная пыль, которая грозила превратиться в полноценный дождь из давящего на голову безрадостного низкого свинцового неба. Чинный понял, что оттягивать больше уже некуда и, стараясь не касаться стоящего впереди и пахнущего соляркой грузного мужчину, как жидкость проскользнул в стихийно образованный круг, такую себе символическую трибуну, либо лобное место – тут уж как повезёт. Он прятал руки в карманы худенького пальто и втягивал шею в плечи, вспоминая Сочи, из которого его выдернули прямо в середине отпуска. На его лице легко считывалось выражение безмерной усталой скуки и желание скорее всё это закончить, однако глаза, если бы кто-то присмотрелся, очень внимательно изучали каждого из присутствующих, живой и проницательный взгляд улавливал каждую деталь этого, на первый взгляд импровизированного, собрания. Он едва скользнул глазом по кассетной кинокамере в руках местного, похоже оператора свадеб, который изо всех сил старался выглядеть представителем СМИ и был приглашен Бойкиным для имитации серьезности и придания веса мероприятию. Местных чиновников не было, Чинный умышленно не сообщал о своём приезде, но был удивлен, что они всё же об этом не прознали. Он отметил это для себя.
- Что там у нас? По порядку, – с явным нежеланием Чинный принял из рук помощника планшет.
- Дороги, – спокойно и негромко проговорил помощник.
Чинный принялся быстро нажимать на экран.
- Дороги? А что с дорогами? - спросил Чинный так, чтобы слышали все.
- Их нет! - скрипучий крик тётки из инициативной группы заставил Чинного поморщиться.
Он перевел взгляд с экрана на тетку, затем на федеральную трассу.
- Вот же она.
Семнадцать человек инициативной группы смотрели на чиновника, как на дебила.
- Наши дороги в ужасном состоянии! - толпа закипала, глаза людей наливались кровью.
Чинный со скучающим видом поправил воротник и пошёл к полотну дороги. Он прошёл идеально нарисованную сплошную боковую разметку, вышел на середину дорожного полотна, демонстративно посмотрел в одну сторону, затем в другую и даже сделал несколько фото. Толпа смотрела на него с удивлением и злостью.
Ветер прогнал через дорогу опавший лист и унёс за обочину с противоположной стороны, а Чинный всем своим видом показывал полное недоумение.
- Вам полос не хватает?
- Да он издевается! - заревел грузный мужчина, пахнущий соляркой.
- Я понял! То есть так вы работаете?!! - Бойкин сверкал глазами, - У нас дороги годами не ремонтируются, а вы тут приехали цирк устраивать?
Вперёд выбежала женщина со скрипучим голосом, и трясущимися от гнева и ненависти руками пыталась перевести телефон в режим видео. Остальные также поспешили достать свои телефоны и направить их на эту рептилию в образе чиновника.
- Так, назови своё ФИО и должность. Я тебе устрою, я такую жалобу напишу, что тебя дворником никуда не возьмут!
- Да ничего ему не будет. Их тасуют как колоду карт, с места на место. Нагадил здесь - отправят гадить в другое место. Ещё и с повышением. - басил из-за спин какой-то мужчина.
Чинный молча направился к толпе.
- Посмотрите на него, небось с курорта - пальтишко жиденькое, рожа загорелая. А тут с быдлом заставили встречаться. Вы на рожу-то, на рожу его посмотрите, ему на нас и смотреть противно!
- Да закройте вы свои хлебала, - холодно произнес Чинный.
На лицах инициативной группы застыло удивление. Кто-то был ошарашен такой наглостью чиновника, кто-то не верил своей удаче, что тот говорит всё под камеры.
- Итак, Зойкина Ольга Сергеевна, - Чинный поднял злой взгляд от планшета и сразу заметил женщину, которая заёрзала при упоминании её имени, - она здесь? Это Вы?
Ольга Сергеевна вдруг стала не такой уверенной, но всё же смогла взять себя в руки и с вызовом посмотрела на чинушу.
- Да, я!
- Вы писали: «У нас дорог нет, а те что есть годами не ремонтируются. Сделайте что-то». Писали?
- Да.
- Это дорога? - Чинный указал на федеральную трассу.
- Да.
- В ней есть ямы?
- Нет!
Ольга Сергеевна смотрела на чинушу так, что если бы имела в руках что-то тяжёлое, забила бы его прямо здесь до кровавой каши.
- Но... - начал было Бойкин.
- Тихо! - прервал его Чинный. - Вот ещё: «Ямы такие, что лопнула подвеска, и я потерял колесо». Это кто писал? Вы?
Пахнущий соляркой мужчина в упор смотрел на Чинного.
- Вы, понятно. Можем вызвать автобус и проехать к той яме. Это в ту сторону или эту? Сколько ехать - десять километров, двадцать? - Чинный указывал планшетом в обе стороны федеральной трассы и, казалось, наслаждался той густой ненавистью, которая словно физически истекала от людей в его сторону.
Инициативная группа проследила взглядами в оба направления пустой трассы, куда указывал чинуша.
- Может просто прикопаем его здесь?
Помощник и водитель чиновника испуганно переглянулись, но Чинный проигнорировал это щекотливое предложение из толпы.
- Ещё раз - вы все писали в Кремль, президенту, высшему федеральному чиновнику, что у вас ужасные дороги. Где? Ежегодно, согласно утверждённых нормативов проводится инспекция состояния дорог. Плановый ремонт, если я не ошибаюсь намечен в 2025 году и судя по внешнему состоянию трассы, федеральные власти хорошо справляются. Вы можете подумать и внятно обозначить свои претензии?
Какой-то мужчина бросился набить ему морду, но его с трудом удержали. Ольга Сергеевна плюнула в него, но к своему сожалению не попала.
Чинный засмеялся, но на лице не было и тени улыбки.
- Какие же идиоты.
Бойкин стоял спереди спиной к толпе с расставленными в стороны руками, пытаясь сдержать взбешённую толпу, которая в ступоре от вопиющей наглости и бесцеремонности чиновника и сама никуда не двигалась. Бойкину пришла в голову мысль, что сейчас происходит какая-то изощрённая попытка самоубийства, что Чинному просто надоело жить, надоела его работа, где приходится встречаться с недовольными гражданами, многие из которых, положа руку на сердце, не самые интеллигентные люди, ему надоело крутиться в этой неповоротливой безликой, форматирующей всех под один шаблон, бюрократической машине, возможно он просто устал и не знает как это прекратить. В пользу его теории говорили и унылый мрачный вид Чинного, и то, что он приехал фактически один на встречу, и явно безумные попытки вывести людей из себя. Ему даже стало жаль Чинного. Это как же нужно было устать от всего?
Тем временем Чинный не унимался.
- Ещё раз, вы все написали высшему федеральному чиновнику, что у вас ямы. Он, фигурально выражаясь, прислал меня проверить федеральную трассу, однако я вижу, что вам что-то не нравится, но не могу понять что.
- Да на..уй нам сдалась эта трасса?! - проревел громогласный бас из толпы, - ты дороги в городе видел?!
- А какое отношения федеральные власти имеют к ним?
- А кто имеет?
Чинный первый раз за всё время усмехнулся.
- Я наконец-то понял! – ёрничал Чинный.
- Сомневаюсь! – сообщила через губу Ольга Сергеевна.
- Может стоит задать вопрос городским властям - глядишь, они и колесо Ваше найдут? - Чинный кивнул пахнущему соляркой мужчине.
- Вот же сука! - смачно и с расстановкой проговорила Ольга Сергеевна, - они же воруют!
- Кто? Имена, фамилии, факты, - Чинный приготовился записывать в планшете.
- Да, все! - не спасовала Ольга Сергеевна.
- Все? Даже Вы?
- Я нет.
- То есть, из всех стоящих передо мной, не воруете только одна Вы?
Коллеги по инициативной группе как-то нехорошо посмотрели на Ольгу Сергеевну. Она поняла, что чинуша поймал её за язык.
- Так кто же тогда? Может ворует ваш сосед или сват? – не унимался Чинный.
- Вы видите, что происходит?! Он пытается нас стравить между собой! Чиновники! Чиновники воруют! Ты что, тупой?
- А ваши чиновники разве с другой планеты? Это не бывшие ваши соседи? Так сказать - сливочный срез общества. У вас виноват только мифический чиновник. Но мало того, что они выходят из вас - общества, так вы за них ещё и голосуете. А потом пишете слёзные жалобы Царю, чтобы он вам асфальт в полисаднике отремонтировал и мусор с площадки убрал. Это, кстати, второй вопрос сегодня на повестке - мусор. У кого какие претензии?
- Да никаких, всё уже понятно.
Чинный улыбнулся, видя такую демонстрацию обиды.
- В вашем городе какое население, кто-то знает?
Внезапное молчание поглотило инициативную группу.
- 150 тысяч, - наконец сказал седой дедушка.
- 150 тысяч. Кто-то в курсе, что местные дороги финансируются из местного бюджета?
Инициативная группа напряженно пыталась сообразить к чему клонит чинуша.
- Вижу, что пока что сложно. А кто наполняет местный бюджет?
В ответ опять тишина.
- Местные налогоплательщики, – Чинный покачал головой, - Может просто не хватает денег?
- Если бы меньше крали...
- Ольга Сергеевна, что ж Вы такая неугомонная? Вот вы кто? Ладно, я помогу, вы торгуете на рынке красной икрой. Сколько уже - лет 10? Вы уже три раза переоформляли своё ИП на родственников, чтобы платить налоги только по льготному периоду. Хочу заметить, что полный налог по Вашему виду деятельности составляет около 10 тысяч. Это сколько - три кило икры? Сказать сколько вы закупаете на сезон?
- Это коммерческая тайна!
- Нет уж скажите! - раздался бас из толпы.
- 15 миллионов, последняя закупка. И это только официально. Или Вы, - Чинный обратился к мужчине, пахнущему соляркой и сделал шаг вперёд., а Бойкин инстинктивно дёрнул руками, словно теперь пытался сдержать уже чиновника, - у вашего грузовика по паспорту какая грузоподъёмность? 20 тонн? А 30 грузите насколько часто? Вы знаете, что дорожное полотно рассчитано на определенный вес?
- То есть мэр ни при чём и ему ничего не будет?
- Ну вы же его выбрали, волей своей небольшой общины, где все всех знают. Может наградим даже, – но иронию, кажется, никто не понял.
Чинный постоял, покивал самому себе и мыслям, которые носились за его внешне спокойным и уставшим фасадом.
Повисла пауза. Бойкин осознал, что можно опустить руки, потому что выглядит глупо.
Из неловкого молчания, во время которого каждый думал о своём, всех вывел показавшийся вдали автомобиль, который мчался во весь опор, поднимая грязь по ухабам и ямам, по примыкающей к федеральной трассе дороге. Все внимательно наблюдали за тем, как автомобиль теряет колпаки на очередной кочке.
Наконец ещё недавно белый седан остановился возле группы людей, и из него вывалился вспотевший местный мэр в трениках с полотенцем на плечах. Он пытался понять, кто из присутствующих московский чиновник, и жадно выискивал его глазами. Наконец нашел.
- Здравствуйте, а нам не сообщили, что Вы приедете, - заискивающим голосом пролепетал мэр, - Что ж Вы так?
Мэр испуганно всматривался в глаза членов инициативной группы, в попытке угадать, что они уже успели наплести.
- А вы?..
- Да вот, федеральную трассу смотрим. Отличная трасса! - перебил его Чинный.
Мэр машинально улыбнулся, словно похвалили его.
- А тут?..
- С ними закончили.
Мэр натянуто улыбнулся, плохо скрывая облегчение.
- Теперь с вами... - добавил Чинный, и мэр вытер лоб полотенцем, – Товарищ Бастрыкин Вам как раз сейчас наградной лист выписывает.
У мэра непроизвольно подогнулись колени, и он спотыкаясь посеменил к машине.
Чинный поглубже спрятал замёрзшие руки в карманы пальто и направился к своей машине. Вдруг он обернулся к приунывшей инициативной группе.
- Разве дело только в одном мэре?
#рассказ #фантастика