В нашей школе есть должность, которая называется наставник.
Это учителя, которые не преподают (или преподают совсем немного, пару уроков в неделю), а всё остальное время они занимаются решением индивидуальных проблем наших учеников.
Наставники получают образование, которое может быть общего профиля или специализированное, например, для работы с учениками с синдромом Аспергера или с дислексиками.
В нашей школе есть и те, и другие, потому что мы специализируемся на детях с разными синдромами.
Как работают специалисты по детям с синдромом Аспергера, я написала здесь:
Но к наставнику могут обратиться и обычные ученики, если у них возникают проблемы. Учитель также может направить ученика к наставнику, если заметит какое-нибудь отклонение в поведении, например, ученик всё время опаздывает, вдруг потерял интерес к учёбе, не делает домашних заданий, замечен в конфликтах с одноклассниками.
В чём может помочь наставник:
- Во-первых, выслушать ученика в ситуации, когда он или она обижены на учителя из-за оценки или неудачного замечания. Иногда ученику просто достаточно выговориться, а у наставника есть запрет на разглашение информации, так что для ученика это безопасная возможность поругать учителя, проговорить ситуацию и...жить дальше!
- Во-вторых, если у ученика случились какие-нибудь реальные проблемы помимо школы: развод родителей, переезд, длительная болезнь. В этом случае наставник поможет решить практические вопросы: связаться с коммуной, чтобы найти для ученика жилье, найти психолога, договориться с учителями об отсрочке сдачи домашних заданий.
- В-третьих, если ученик передумал учиться в нашей школе - слишком трудно, не нашел друзей, далеко ездить, не так представлял обучение - то наставник поможет ему найти другие возможности, посоветует сходить посмотреть на другие учебные заведения.
- В- четвёртых, если у класса проблемы с конкретным учителем, они могут прийти к наставнику, чтобы спросить, как писать жалобу. Официальная жалоба- это серьёзно, за это учителя могут уволить, поэтому до официальной жалобы ученики обязаны попробовать решить проблему самостоятельно. Для этого они приходят к наставнику, чтобы посоветоваться, как им нужно сказать учителю о проблемах в преподавании, в каких выражениях.
Наставники также проводят индивидуальные собеседования с каждым учеником школы на первом году обучения, чтобы помочь им адаптироваться в новой для них школе и выяснить, что они ожидают от преподавателей, как складываются отношения в классе, нужна ли им помощь и даже какое у них настроение!
В Дании хотят, чтобы ученики не просто получали образование, а процветали в своей школе, чтобы им было хорошо и комфортно учиться.
Для этого у нас и работают наставники!
Представляете, они на самом деле знают, что про каждого из нас думают ученики, но не говорят, потому что им нельзя. Наверное, это очень трудно - быть коллегой и знать твою хм... подноготную!
Мне кажется, что наставники для учеников в школе- замечательная идея, потому что они снимают с учителей часть эмоциональной нагрузки. Ведь если ученик недоволен, то он бежит к наставнику, там плачет, рыдает и жалуется. И, скорее всего, учитель об этом даже не узнает...
А однажды коллега-наставник спасла нашу ученицу от её семьи:
Понравилась ли вам идея с наставниками? Как вы думаете, пригодились бы такие в российской школе?