В Государственной Думе состоялся ежегодный отчет Правительства РФ, в ходе которого премьер-министр Михаил Мишустин подвел итоги 2022 года и ответил на вопросы парламентариев.
В самом начале своего выступления председатель Правительства РФ напомнил, что минувший год прошел под знаком беспрецедентных санкций Запада в отношении нашей страны: " Расскажу о результатах за прошлый год, которых удалось добиться, и, конечно, о приоритетах дальнейшего развития. Думаю, в этом зале нет необходимости объяснять, в каких условиях пришлось всем работать. По России был нанесён санкционный удар, равного по силе которому в новейшей истории не было...".
Тем не менее, по словам Михаила Мишустина, удалось сохранить стабильность не только в экономической и финансовой сферах, но выполнить все социальные обязательства перед гражданами. Например, правительство дважды поднимало прожиточный минимум, в результате он вырос более чем на 13,5%. Повышен и минимальный размер оплаты труда. Главной задачей правительства на этот год Михаил Мишустин назвал развитие социальной сферы, прежде всего, повышение качества жизни и благополучия наших граждан.
Глава кабмина обозначил приоритеты в развитии образования в стране. В своём выступлении он сообщил об открытии новых школ, детских садов и образовательно-производственных кластеров.
«В 2022 году в порядок привели более 1500 школ и свыше 250 новых построили. Помимо этого удалось приобрести около 4000 школьных автобусов, чтобы дети могли безопасно добираться до мест занятий. Школа – это ведь не только стены и новая мебель. В них должно быть оборудование, учебники и пособия, интернет», – подчеркнул Михаил Мишустин. Также было заявлено о достигнутом в сфере дошкольного образования. В прошлом году было построено 240 детских садов, в всего в течение предыдущих трех лет – более 1000. В новые заведения смогли пойти 150 000 детей.
Важным показателем качества российского образования, по оценке Михаила Мишустина, являются победы школьников на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
«Коллеги, лучший результат российского образования - это победы наших детей. Сборные команды ежегодно выступают на самых значимых восьми международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. В прошлом году выиграли 43 медали, большинство из них высшей пробы, 32 золотые и 11 серебряных», – отметил премьер-министра правительства, под аплодисменты зала. Особое внимание в своем выступлении он уделил созданию возможностей для занятия творчеством среди детей. По словам Михаила Мишустина, около 200 школ искусств были модернизированы, 300 получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы.
Говоря об образовании, глава правительства обратил внимание на обновление перечня направлений подготовки по среднему профессиональному образованию. Он отметил, что в рамках «Профессионалитета» открыли 71 образовательно-производственный кластер, где уже обучается более 150 тысяч студентов. «Началось и создание "Передовых инженерных школ" на базе тридцати вузов. Чтобы студенты, аспиранты, а теперь и школьники могли принять участие в решении задач на предприятиях. Первого сентября свыше двух тысяч молодых людей приступили к занятиям», – добавил выступающий.
Говоря о перспективах развития, председатель Правительства РФ пообещал продолжить программу академического лидерства «Приоритет-2030», в которой уже приняло участие более 120 высших учебных заведений. Было анонсировано, что «центрами притяжения» талантливой молодежи станут 25 университетских кампусов мирового уровня. Уже началось создание восьми из них – в Томске, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Калининград, отобрано еще девять проектов – в городах России - от Архангельска до Южно-Сахалинска, а также на федеральной территории Сириус. «И это в то время, когда в недружественных государствах наших ребят отчисляли – просто потому, что они из России. Их мы приняли в наши вузы в упрощённом порядке. Всего – 2500 человек», – заключил премьер правительства.
Депутат Яна Лантратова спросила Михаила Мишустина, как он относится к предложениям по отмене ЕГЭ.
Отвечая на вопрос, руководитель кабмина сказал: "Коллеги, отмена ЕГЭ требует очень серьёзного обсуждения. Что на сегодняшний день уже есть ? То, что ребята из дальних уголков (из сёл, из деревень) именно при помощи ЕГЭ могут учиться, поступать в ведущие российские вузы, университеты. Это очень важно. Именно это то, что, скажем так, даёт такой социальный лифт. И, конечно, надо всё серьёзно взвесить и оценить. Поэтому, если какие-то есть альтернативные предложения, нужно системно их рассматривать и предлагать. То, что касается, ещё раз скажу, отмены ЕГЭ, это требует очень серьёзного обсуждения. И, конечно, нужно создать, скажем, новую систему образования с учётом самых лучших отечественных практик, мы об этом много говорим, и она должна и отвечать сейчас потребностям на рынке труда, запросам работодателей по новым специальностям".
В своем комментарии по этой теме председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что к сегодняшнему отчёту собирали вопросы граждан через социальные сети и общественную приёмную - всего их собралось около 20 тысяч. Когда подвели итог, выяснилось, что "вопрос по ЕГЭ входит в пятёрку наиболее часто задаваемых нашими избирателями вопросов. Нам эту тему надо обсуждать с профильным ведомством, профильный комитет должен этим заниматься и не только. Но совершенно очевидно, если есть запрос общества, надо отвечать на этот вопрос". Напомним, что ранее вице-спикер Госдумы Петр Толстой сообщил, что отмена ЕГЭ в России «обсуждается и будет обсуждаться» как необходимый шаг по возвращению образования в традиционное национальное русло. А 16 марта президент России Владимир Путин призвал совершенствовать систему экзамена. Согласно представленным в марте результатам опроса сервиса SuperJob, две трети россиян (66%) считают, что ЕГЭ необходимо отменить. При этом только 16% поддерживают ЕГЭ в качестве альтернативы традиционному способу проведения экзамена.
В дискуссии по вопросу отмены ЕГЭ принял участие и руководитель парламентской фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов. Оппонируя премьер-министру правительства, он в частности сказал: "...Ну и ещё раз про многострадальный единый государственный экзамен. Уважаемый Михаил Владимирович, вы сказали, что из самых отдалённых уголков нашей страны благодаря ЕГЭ могут поступать дети в любые вузы. Ну давайте скажем правду. Во-первых, не в любые. Во многих вузах есть специальное так называемое собеседование, практически экзамен. А теперь смотрите, вот нам нужны инженеры, инженер – это математика. Значит, для того, чтобы сдать вот тот не базовый, а повышенный ЕГЭ, там нет школьной программы, там больше половины вопросов вне школьной программы, то остается только репетитор. Кто может позволить себе репетитора? У кого есть деньги. И у нас идёт социальное расслоение, у нас наследственная бедность. И дальше, когда говорится о том, чтобы послать ребёнка в вуз, в школу в Москву, в Питер – опять же, если у семьи есть деньги. Общежитие никто не даст. И как будет студент жить ? И получается, что у кого есть деньги на репетитора, те получают хорошее высшее образование. А остальные что ? Ну и самое главное. Мы же предлагаем альтернативу и говорим – ну, давайте подумаем, во всех городах крупных есть вузы, почему бы из преподавателей вузов не создать независимые комиссии ? Вот эта комиссия целый месяц принимает экзамены по русскому, эта по математике, эта по физике. Никто не знает, куда будет поступать абитуриент. Он сдаст экзамен, ему дадут подтверждение, что он сдал на такую оценку, он его направит, всё. Есть альтернатива, и необходимо, конечно, это решать".
Появилась надежда, что с мертвой точки тронется решение по очень важному закону. Спикер Госдумы Вячеслав Володин напомнил председателю правительства Михаилу Мишустину, что длительное время депутаты бьются над тем, чтобы изменить закон, по которому сейчас в случае гибели родителей (или в случае,если они не достойны называться родителями), ребёнка в приоритетном порядке не могут оставить у себя родственники (бабушки, дедушки, другие родные). Председатель парламента предложил: «Вот если бы мы могли собраться с Татьяной Алексеевной Голиковой обсудить эти вопросы...». На что последовала ответная реакция Михаила Мишустина: «У неё нет микрофона, я за неё отвечу. Она согласна собраться и всё рассмотреть».
В рамках заседания также было озвучено предложение - ввести в России запрет на вейпы.
"Все депутаты это поддерживают... Детей надо спасать от этой пагубной привычки ! Михаил Владимирович, надо поддержать !" - обратился Вячеслав Володин к председателю правительства, проинформировав, что запретить вейпы также просят школьные учителя, регулярно изымающие их у детей. Михаил Мишустин пообещал рассмотреть вопрос о запрете вейпов на заседании кабмина.
Председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев выяснил позицию премьера по вопросу проведения тщательной экспертизы всех научных территорий для придания эффективного правового статуса тем из них, которые имеют реальное стратегическое государственное значение. Отвечая на этот вопрос, Михаил Мишустин сказал: "Поддерживаю необходимость провести инвентаризацию, в том числе и по составу продукции НИОКР, которые ведут в наукоградах, и то, что там, ну, скажем, рождается для экономики страны. У нас их тринадцать, 30 тысяч человек там работают. Но здесь очень важно сделать смарт-метрику и посмотреть, насколько эта продукция важна, насколько она высокотехнологична и, конечно же, поддержать наукограды, поддержать людей со специальными коэффициентами – показателями эффективности. Значит, то, что касается сегодня, то, что сделано, это то, что наукограды встроены в единую систему научно-технологического развития страны. Мы осуществляем поддержку наукоградов через государственную программу, вы ее прекрасно знаете, "Научно-техническое развитие России" примерно 1,2 триллиона рублей в 2023 году и 1,1 в 2022 было выделено на нее.
По управлению развитием наукоградов инфраструктура серьезно обновляется, отремонтировано там около 12 социальных объектов, в 14 школ дополнительно оборудование завезли. Кстати, большинство научных установок класса "мегасайенс" сегодня находится в наукоградах. Много что происходит. Ждём в конце 2023 года запуска коллайдера NICA в Дубне, на который было выделено 14 миллиардов рублей из федерального бюджета... Дальше - это ускорители заряженных частиц – синхротроны в Кольцово и в Протвино для создания новых материалов, на это было выделено 188 миллиардов рублей… Знаю, что есть обращения от Российской академии наук, от регионов, в которых находятся наукограды. Мною уже дано поручение Минобрнауки – проработать предложения всех заинтересованных сторон. Будем серьезно развивать поддержку наукоградов, но и спрашивать по результатам".
Депутат Оксана Дмитриева в своём вопросе затронула тему о материальной составляющей работы ученых. Глава кабмина сказал, что в "майских указах" президента стояла задача обеспечить двукратное повышение зарплаты ученых по сравнению со средней по региону.
"С 2013 года с 41 тысячи она выросла до 120 тысяч. Я точно это знаю. И в первой половине 2022 года еще на 8,3 процента зарплата выросла. Это на сегодняшний день неплохие результаты" - заявил премьер. Он также отметил, что в России сегодня около 400 тысяч ученых и работников науки, причем 44% их них моложе 39 лет. По мнению Михаила Мишустина, "важно этот тренд не только удержать, но и развить". По его словам, поддержка учёных осуществляется через государственную программу "Научно-технологическое развитие России", на финансирование которой выделено 4,8 трлн рублей до 2025 года.
Также премьер-министр заявил о планах поручить Минобразования и Минпросвещения сделать спецпрограмму для развития у школьников интереса к инженерному образованию, поскольку сегодня правительство осуществляет целый ряд проектов, в том числе и проект "30 инженерных школ будущего", которые позволят сформулировать правильные тезисы для воспитания ребят в этой области и повысить интерес к инженерным специальностям.
По мнению Михаила Мишустина, новую систему высшего образования необходимо создать с учётом самых лучших отечественных практик, она должна отвечать запросам работодателей и потребностям на рынке труда.
Несмотря на оптимистичный отчёт и не менее оптимистичные прогнозы на будущее, прозвучавшие в докладе Михаила Мишустина, вопросов к правительству ещё очень много. И без всякого преувеличения, необходимость создания альтернативы ЕГЭ остается одним из важных вопросов, который нельзя игнорировать. За последнее время прозвучали разные мнения руководителей страны относительно Единого государственного экзамена. Нужно отметить, что единодушия в этом непростом вопросе нет. Oтмeнят сдачу экзаменов в сегодняшнем формате или нет, будет ли создана альтернатива ЕГЭ - вoпpoc остается oткpытым. Очeвиднo следующее, что для пocтyплeния во многие высшие учебные заведения страны результатов сдачи ЕГЭ бyдeт нeдocтaтoчнo. С каждым годом всё бoльшe yнивepcитeтoв ycтpaивaют дoпoлнитeльныe иcпытaния для своих aбитypиeнтoв. По своей читательской аудитории и тем письмам, которые получает редакция, можно утверждать, что заявления министра просвещения Сергея Кравцова о том, что речь об отмене Единого государственного экзамена в России не идет, обсуждаются лишь возможности его совершенствования. И утверждение главы Рособрнадзора Анзора Музаева, что вопрос об отмене ЕГЭ не обсуждается, ни от учителей, ни от министерств таких запросов не поступало, приводят не только к новому витку дискуссий в обществе, но и вызывают негативную оценку деятельности руководителей этих ведомств. Получается, что далеко не все чиновники в правительстве знакомы с точкой зрения большинства россиян. А она путем различных опросов и голосований давно обозначена. И учителя, и родители, и дети говорят о том, что уровень школьного образования падает. Вузовское сообщество не без оснований считает, что результаты ЕГЭ и фундаментальные и прикладные знания существуют в разных плоскостях и существующая система поступления в вузы по результатам ЕГЭ не оправдала тех ожиданий, которые с ней связывали, а значит проблема требует решения...
Подводя итоги мероприятия, председатель Госдумы выразил надежду, что совместными усилиями плодотворная работа на благо развития страны будет продолжена. «Надо поблагодарить наших коллег из Правительства за совместную работу и исходить из того, что каждый должен на своем месте решать задачи эффективно», — подытожил Вячеслав Володин.
Читайте о реальностях школьной жизни и о положении учителя!
Наша беседа с педагогом школы № 444 города Москвы Галиной Сергеевной Лукьяновой