Найти в Дзене
Ник. Бельков

Старик Похабыч

Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди, так говорил главный Кощей советских сказок, звали его Георгий Милляр. Георгий де Мильё, такова подлинная фамилия артиста по отцу, французскому инженеру-мостостроителю, приехавшему в Россию из Марселя. Отец рано умер, а мама сменила французскую фамилию, на Милляр, дабы не привлекать внимания к происхождению сына, который с раннего детства бредил театром.

Баба Яга в исполнении Георгия Францевича Милляра

Уже в Геленджике Георгий устроился бутафором в труппу местного театра. В один из дней там заболела актриса, исполнявшая роль Золушки в сказке и в пору было отменять спектакль. Вспомнили о молодом бутафоре, знающем наизусть все роли, включая и женские. Одели, загримировали, вытолкнули на сцену.

Дебют прошёл удачно, успех постановки с Георгием Милляром в главной женской роли был невероятным, поэтому периодически молодому бутафору предлагали подменять актёров на сцене. А он был и рад стараться, поняв, что хочет связать свою жизнь с актёрской профессией. Он отправился в Москву, где поначалу служил в театре Революции, но потом полностью перешёл в кино.

Особенно впечатляюще Милляр играл Кощея, а после перенесенной малярии актер был настолько худым и бледным, что ему даже не потребовалось наносить много грима. В красном плаще он выглядел устрашающе и настолько, что лошадь при виде его вставала на дыбы, и в следующий раз ей приходилось закрывать глаза.

Георгий Милляр говорил, что при создании этого образа ориентировался на изображения чертей, запечатленных иконописцами в церквях, и на третьего всадника с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Кроме того, Кощей говорил голосом Милляра в мультфильмах «Сказка сказывается» и «Молодильные яблоки».

Большинство работ актера, киносказки, где он признавался, что сказочные образы, его стихия и привязанность. Никто в целом мире не смог бы сыграть Бабу Ягу и Кощея Бессмертного так, как это делал гениальный Георгий Милляр. Это по поводу того, что ему постоянно приходилось играть всякую нечисть.

Он неизменно получал удовольствие, работая в кадре у такого режиссера, как Протазанов. На съемках Милляр познакомился с ассистентом Протазанова Александром Роу. У них явно были общие темы для разговора, так как отец Роу тоже был иностранным инженером, только не французом и мостостроителем, а ирландцем и специалистом в области мукомольной промышленности.

-2

царь я

Несколько лет спустя Роу готовился дебютировать в качестве режиссера-постановщика на «Союздетфильме». Сценарий был написан на основе русских сказок, назывался «По щучьему велению». На роль главного злодея, царя Гороха, Роу позвал Милляра. Неважно, была ли это большая роль в сказке Александра Роу или совсем крохотная в фильме, где даже не указывалась его фамилия в титрах, Георгий Милляр всегда работал в полную силу.

Поначалу всегда волновался и проваливал первые пробы. Именно с роли царя Гороха началось плодотворное сотрудничество и дружба Роу и Милляра. Правда, режиссёр вовсе не планировал снимать друга в женской роли.

Тот просто пришёл к нему посоветоваться в то время, когда Роу не мог найти актрису, которая смогла бы сыграть Бабу Ягу в «Василисе прекрасной». А Георгий Милляр вдруг засиял и предложил взять его, пообещав позволить гримёрам делать с ним всё что угодно.

Женщины, вполне естественно, не хотели даже в таком образе превращаться в страшных и некрасивых, он же, мужчина и готов на любые эксперименты со своей внешностью. Под свою работу над образом подводил серьезное обоснование, мол, какая женщина захочет сниматься в такой роли.

А поскольку Александр Роу очень любил своих актёров и был им предан, он начал снимать Милляра во всех своих сказках, причём иногда в одном фильме давал сразу несколько ролей. Завязалась эта дружба двух любителей сказок со съёмок фильма «По щучьему велению».

Пробы впечатлили всю съёмочную группу. Георгий Милляр сыграл в сказке три роли, но Баба Яга была просто неподражаема. Актёр тщательно подготовился, наблюдая за пожилыми женщинами, взяв за основу образа Бабы Яги встреченную когда-то греческую пастушку, поразившую его своим сгорбленным видом и невероятно колючим, почти яростным взглядом.

-3

Кощей

Все трюки в сказках Георгий Францевич исполнял сам. Лазил в печку, прыгал в холодную воду, в мороз, и в жару. Он был актёром невероятно высокого уровня». Съёмки «Кащея Бессмертного» проходили в эвакуации в Душанбе.

Сказка «Василиса Прекрасная» снималась в страшную жару, артисты обливались потом в тяжёлых костюмах, но хуже всех было Георгию Францевичу. Ему в роли Бабы-яги пришлось больше 20 дублей съезжать по жёлобу из печки. Жёлоб настолько накалился, что артист Милляр получил производст­венную травму, ожог мягкого места.

А вот роль Кощея Бессмертного сразу актёра не вдохновила. Он посчитал её чрезмерно сложной. Но после предложения Александра Роу, даже сказав твёрдое «нет», продолжал размышлять, искать рисунок роли, придумывать характер и внешность персонажа. Александр Роу был счастлив, когда Милляр пришёл к нему побритый налысо и даже без бровей.

Милляр был невероятно позитивным, остроумным и чрезвычайно общительным и в тоже время, даже хулиганистым человеком. Очень любил сомнительный юмор, сам называл себя Стариком Похабычем.

Кстати, водить дружбу Георгий Милляр предпочитал с простыми людьми, а не с актёрами. У какого-нибудь местного шофёра проще было обменять подаренную почитателями бутылку коньяка на портвейн или тройной одеколон.

Выпить Георгий Францевич любил, хотя никогда не позволял себе напиваться. Роу запрещал всем работникам выдавать Милляру горячительные напитки. Иногда тот хитрил, проносил бутылку с портвейном в бидоне для молока.

Георгий Милляр снимался практически во всех фильмах режиссёра Роу, а после его ухода у него работы стало значительно меньше. И всё же он продолжал работать. Он ездил с концертами по всему Советскому Союзу, принимал любые предложения кинорежиссёров, но об актёре всё чаще стали забывать.

В жизни Георгия Милляра были две мечты, которым не суждено было осуществиться. Он мечтал о детях, которых всегда очень любил. Ещё в двадцать два года он впервые женился на очаровательной актрисе, которая, к сожалению, симпатизировала не только Милляру. Семья распалась в тот момент, когда супруга сообщила ему о своей беременности. Но актёр не мог иметь детей, о чём ему уже сказали врачи, поэтому он посоветовал жене растить ребёнка с родным отцом.

Во второй раз Георгий Милляр женился уже в преклонном возрасте на своей соседке по коммунальной квартире. Ему было шестьдесят пять лет, его избраннице пятьдесят девять, она сама воспитала двоих детей и поначалу искренне не понимала, зачем ей нужен этот брак.

Но актёр был так внимателен и заботлив, что она просто не могла ему отказать. Впоследствии она ни разу не пожалела о принятом предложении руки и сердца, а он любил её детей как своих, помогал супруге, как мог.

Он сам был большой ребёнок, до женитьбы жил с мамой. Мама у Георгия Францевича была очень умная женщина и имела на него большое влияние. Когда Милляр начинал по-детски баловаться, отвлекаться от съёмок, Роу предупреждал, что всё расскажет его маме. Георгий Францевич моментально становился самым дисциплинированным актёром на площадке.

Когда Георгий Францевич в своём костюмчике, с бабочкой пришёл свататься, будущая жена была невероятно удивлена, даже попыталась отказаться. Какая женитьба, Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны, сказала она ему. На что он выдал ей весьма весомый аргумент, что он и не мужчина, а Баба Яга.

Мария Васильевна, став его женой, в свою очередь, помогла актёру наладить быт, ведь после смерти мамы он совершенно растерялся и не знал, как жить дальше. По его настоянию супруга уволилась с работы и сопровождала актёра в поездках, а на комментарии окружающих о том, что в их союзе нет романтики, супруги никак не реагировали.

Им было тепло и уютно вместе, они уважали друг друга, и этого им обоим было вполне достаточно. Милляр, несмотря на раз­ухабистый юмор, действительно отличался неимоверной скромностью и честностью. Рассказывают, что недобросовестные директора часто пользовались этими его качествами и не выплачивали гонорары за выступления. А друзья брали в долг и забывали об этом, а Георгий Францевич напомнить о долгах стеснялся.

Супруги вскоре получили двухкомнатную отдельную квартиру и переехали из коммуналки. Казалось, живи и радуйся, но Георгий Францевич всё чаще болел, да ещё страдал от того, что его забывают. Однажды его пригласили принять участие в детском концерте, и актёр так вдохновился, что решил каждому маленькому зрителю подарить небольшой сувенир.

Он нарисовал восемьдесят пять рисунков с Бабой Ягой, столько было мест в зале, но в день мероприятия за ним так никто и не приехал, а рисунки он потом раздарил соседским детям. Георгий Францевич очень любил свои сказочные роли, но всё же мечтал о том, чтобы воплотить на экране глубокий психологический образ, с сильным сложным характером.

Он чувствовал в себе силы сыграть Вольтера, Цезаря или Суворова, но и эта его мечта не сбылась, режиссёры так и не предложили ему заветную драматическую роль. Он скончался от пневмонии всего за несколько месяцев до 90-летия. Каждый Кощей думает, что он бессмертен, а Георгий Милляр, играя их, так думать, не мог.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.