Клаус Мюллер говорит, что промышленности и домохозяйствам придется сильнее экономить, чтобы избежать энергетического кризиса
Берлинский орган по надзору за энергетикой предупредил, что компаниям и домохозяйствам придется еще больше сократить потребление газа, если Германия хочет избежать энергетического кризиса следующей зимой.
Плавучая установка для хранения и регазификации «Нептун» прибыла в промышленный порт Любмин на северо-востоке Германии в декабре прошлого года © Danny Gohlke/AFP/Getty Images
Клаус Мюллер, глава Федерального сетевого агентства, заявил, что энергетический кризис в Германии «еще не закончился», и многое зависит от того, будет ли следующая зима холоднее прошлой.
«Опасность нехватки газа все еще существует», — сказал он Financial Times. «Это во многом зависит от того, будем ли мы продолжать ограничивать использование газа и обеспечивать диверсификацию поставок в Германию. И риски сохраняются».
К ним относятся восстановление экономики Китая, которое ускорялось «быстрее, чем многие предсказывали», что привело к повышению спроса на газ, что будет иметь «последствия с точки зрения цены».
Зима 2023-24 годов также станет первой, когда Германия столкнется с «вообще полным отсутствием российского трубопроводного газа», в то время «не ожидается значительного увеличения в этом или следующем году» мировых поставок сжиженного природного газа (СПГ).
Комментарии Мюллера перекликаются с комментариями Фатиха Бироля, главы Международного энергетического агентства, который в прошлом месяце предупредил, что Европа еще не выиграла свою энергетическую войну с Россией, несмотря на значительное падение цен на газ.
«Быть слишком самоуверенным в отношении следующей зимы рискованно», — сказал Бироль FT, добавив, что Европа не может позволить себе терять бдительность к сохранению или развитию возобновляемых источников энергии.
Германия стала одной из крупнейших жертв беспорядков на европейских энергетических рынках, вызванных конфликтом с Россией из-за Украины. До начала СВО 55% газа поставлялось из России. Эти запасы практически исчезли через несколько месяцев после начала боевых действий, что вызвало ажиотаж в поисках альтернатив.
Из-за сокращения импорта газа из России прошлым летом оптовые цены на газ превысили 300 евро за мегаватт-час по сравнению с 20 евро за мегаватт-час до конфликта. Это вынудило некоторые из энергоемких компаний Германии закрыть производство и вызвало предупреждения об отключении электроэнергии и нормировании газа для промышленных потребителей.
Но Германии удалось перенастроить свою энергетическую систему, чтобы справиться с кризисом, что Мюллер назвал «исключительным достижением».
Берлин получил новые поставки СПГ с Ближнего Востока и из США, увеличил импорт трубопроводного газа из Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции и построил свои первые терминалы для импорта СПГ на северном побережье. Газовые резервуары Германии сейчас заполнены на 64 процента, что намного выше, чем год назад.
Компании и домохозяйства также значительно сэкономили электроэнергию: этой зимой промышленность потребляла на 20% меньше газа.
«Они сделали это за счет перехода на другой вид топлива, за счет технологических инноваций, которыми они должны гордиться, и за счет сокращения производства, что, конечно, очень болезненно», — сказал Мюллер.
Но он сказал, что убежден, что они могут — и, возможно, должны — пойти еще дальше.
«Я не знаю ни одного бизнесмена, который не был бы готов сделать еще больше сбережений, чтобы предотвратить нехватку газа следующей зимой», — сказал он. «Я думаю, что мы можем — и должны — сделать больше [для экономии газа]».
По его словам, многое зависит от погоды. «Нам очень повезло, что зима в Европе была очень мягкой [в 2022–2023 годах]», — сказал он. «Но вы видите, какое серьезное влияние оказывает погода, вы видите, сколько газа нужно сжигать, чтобы обогревать дома в холода».
Энергетический кризис привел к серьезной реструктуризации корпоративного ландшафта в Германии. Правительство национализировало компанию-импортера газа Uniper, которая потеряла деньги после прекращения поставок из России, и приобрела «Газпром Германия», немецкое подразделение контролируемой Кремлем газовой компании, которая была переименована в «Securing Energy for Europe» или SEFE.
Она также ведет переговоры о приобретении немецкой дочерней компании Tennet, государственного голландского оператора электросетей. Мюллер сказал, что переговоры продолжаются и что правительства Германии и Нидерландов стремятся достичь соглашения.
«Это следует приветствовать, потому что это поможет нам ускорить строительство электросети», — сказал он.
Некоторые высокопоставленные лица в энергетической отрасли Германии выразили опасения по поводу растущей роли государства в этом секторе и хотят, чтобы правительство разъяснило свои долгосрочные планы в отношении своего участия в таких компаниях, как Uniper.
Маркус Креббер, исполнительный директор коммунального предприятия RWE, заявил в недавнем интервью журналу, что частные компании находятся в невыгодном положении по сравнению с государственными участниками сектора.
Мюллер сказал, что маловероятно, что правительство покинет Uniper и SEFE в ближайшее время.
«Бизнес-модель обеих компаний была основана на импорте российского трубопроводного газа, и они все еще находятся в состоянии реанимации, — сказал он. — Еще слишком рано их оставлять (самих по себе)».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram