Скромность никогда не входила в число его недостатков. Он любил фотографироваться в эффектных позах, и, даже пистолет всегда носил эффектно, напоказ, в петле (что в парадной форме, что в полевой) Как его звали?
Встречал самые разные варианты произношения его имени, встречал даже утверждение, что звали его Хунио (хотя на латыни оно пишется просто и понятно). Не, он не «Хунио», так бы его звали, если бы он был испанцем. Но испанцем он не был. Кое-кто зовет его Джунио, но сие тоже не правильно. Сложность в том, что в стандартном итальянском алфавите первой буквы его имени вообще нет, она является дополнительной, а, потому кое-кто зовет его просто Валерой (ой, простите, Валерио, на итальянский манер)
О ком это я? Думаю Вы догадались, что речь идет Ииюни (именно так читается его имя в итальянском) Боргезе. В итальянском J = «и люнга», т.е. длинная «и», а последняя «о» - немая, поэтому, он даже не ЮниО, хоть, и правда, родился он 6-го июня 1906 года.
Полностью его имя произносить долго Junio Valerio Scipione Ghezzo Marcantonio Maria dei principi Borghese. Я не силен в итальянском произношении, но всезнающая «Вики…» зовет его «принц Юнио Валерио Шипионе Геццо Маркантонио Мария деи принчипи Боргезе», не буду лезть в тонкости прононса, ибо сей персонаж (опереточный), имеет к нашему рассказу отношение косвенное.
«Как косвенное?! Х-я флотилия МАС воевала на Черном море, а Боргезе лично принимал в этом участие!» . Ну, как сказать… Честно или красиво? По совести говоря, он при том ПРИСУСТВОВАЛ (цельный месяц!). Да, и …
Этот «принц», в принципе, стал известен в основном благодаря самопиару и его политической деятельности. Пиком его карьеры было звание «кап-два» (ой, простите, capitano di fregata), И в тот период, когда итальянцы воевали на Черном море он флотилией с названием X-a Flottiglia MAS не командовал. Ей командовал Эрнесто Форца (октябрь 1941 — апрель 1943). И, обязанности командующего флотилией он не исполнял (это его собственный вымысел), он возглавлял одну из групп флотилии. Но, это тоже не суть важно, потому, как …
Флотилия у нас, на Черном море, была другая. Если подходить строго, то и Х-я флотилия МАС у нас вообще не работала. Мне написали в комментах: «Да, ну как не работала! В самой «Википедии» написано, что…» Да, ну мало ли, что там написано. На заборе тоже много чего написано.
У нас действовала IV флотилия МАС (как совершенно правильно намекнул А.Лыков). В предыдущей статье и я просто не стал делать «резких движений» (и так сторонники «классической истории» на меня «зуб точат»). Это «дочка» Decima MAS, и в нее вошла группа «взрывающихся катеров их Х-й флотилии (как-то неприлично читается сей номер, но, да так принято). В некоторых документах, она упоминается под старым номером но подразделение это вполне самостоятельное, а, потому (наверное) настало время называть все своими именами.
Так, может, Боргезе командовал этой флотилией? Нет, этой флотилией командовал совсем другой человек. Но о нем Боргезе пишет… (в своеобразной манере):
«ВМФ Италии, идя навстречу желанию союзников, отправил в Черное море флотилию катеров MAC под командованием капитана 1-го ранга Мимбелли и несколько карманных подводных лодок типа СВ. Эти корабли с честью выполнили поставленные задачи (один катер потопил русский крейсер, а малютки СВ — две русские подводные лодки). 10-й флотилии было приказано оказать посильное содействие в организации блокады».
Ну, а, что было в реальности? В реальности, на Черное море, действовала IV флотилия МАС, которой командовал Франческо Мимбелли, и это «ченто-перченто», как говорят итальянцы (ну, в смысле cento per cento, а, если по-нашенски «сто процентов»).
В отличие от Боргезе, это был офицер, уже имевший (на тот момент) боевой опыт и звание Capitano di vascello т.е. «каперанг» (по другим данным, званием ниже, Capitano di fregata, но этот вопрос можно уточнить). В мир иной он отошел в 1974 году, в звании вице-адмирала, и в честь него был назван эсминец итальянского флота. Но, Боргезе прЫнц, а, Мимбелли так… потомок семьи из Дубровника (даром, что родился в Ливорно). Ладно, извините, я ёрничаю , просто не люблю хвастливых людей.
В реальности, достаточно серьезная военная операция фашистов по блокаде Севастополя с моря, в книге Боргезе сведена к двум-трем несерьезным эпизодам. В общем-то, « в одной упряжке» действовали совместные силы немцев и итальянцев.
Совместно блокировали Севастополь 1-я немецкая флотилия торпедных катеров («шнельботов»), немецкая авиация и итальянские силы. В нашей исторической литературе к этой операции отношение тоже… не очень серьезное («Ой, да че там могли эти итальяшки!») Зря. Навредили они достаточно.
Чем глубже я «закапываюсь» в эту тему, тем больше интересных деталей всплывает. План операции по блокаде Севастополя очень сильно напоминает нашу операцию по блокированию перевозок в Севастополь в 1944 году. Две группы торпедных катеров, с двух сторон выходят патрулировать подходы к Севастополю. Одна группа базируется на Ялту (как и у нас) вторая на Ак-Мечеть – Евпаторию. У нас вторая группа базировалась на бухту Караджа. Но, давайте обо всем по порядку.
14 января 1942 г. итальянский адмирал Рикарди подписал с ними соглашение, в соответствии с которым «легкие итальянские силы» будут привлечены к содействию немецким ВМС на Ладоге и Черном море.
По немецким данным, 25 апреля командующий итальянскими силами на Черном море (о, как!) фрегаттен-капитан Мембелли сообщил, что на Черном море будут действовать:
а) шесть малых подводных лодок, водоизмещением 35 тонн, экипажем 4 человека, которые в конце месяца прибудут в Констанцу
b) четыре торпедных катера МАС, водоизмещением 25 тонн, экипажем 13 человек, которые водными путями прибудут в конце месяца в Галац или Сулину
с) 10 специальных катеров с экипажем в 2 человека, которые в конце месяца будут отправлены из Италии.
Ну, вот, кое-что начинает вырисовываться.
Шесть малых подводных лодок «СВ-1» - «СВ-6». (Sommergibili tascabil di Classe CB) это итальянские сверхмалые подводные лодки времён Второй мировой войны, которые были созданы фирмой Caproni. Всего, в годы войны их было построено двенадцать (еще 10 построили уже после войны).
Лодки полуторакорпусные. Общая длина подлодки, по проекту, достигала 15 м. Максимальная ширина равнялась 3 м, общая высота – 4,5 м. Нормальная осадка составляла 2,1 м. В надводном положении водоизмещение субмарины CB должно было составлять 35,5-36 т. В подводном положении – 45 т.
В средней и кормовой части прочного корпуса подлодки размещалась дизель-электрическая силовая установка. Основным ее элементом был дизельный двигатель фирмы Isotta-Frascini мощностью 90 л.с. Генератор дизеля был связан с электромотором марки Brown Bovery мощностью 60 л.с. (во всяком случае, на наших модификациях)
Использованные двигатели позволяли подлодкам типа CB развивать скорость до 7,5 узла (дизель, в надводном положении). При использовании электромотора и двигателя, в подводном положении, максимальная скорость падала до 6,6 узла. Запас дизельного топлива позволял преодолеть на одной заправке до 450 морских миль с максимальной скоростью. На экономической скорости 5 узлов максимальная дальность плавания составляла 1400 миль. Ввиду сравнительно небольшой емкости батарей дальность плавания под водой не превышала 50 миль (на экономической скорости 3 узла). На максимальной скорости подлодка могла пройти под водой только 7 миль. Максимальная глубина погружения 55 метров.
Субмарины CB должны были нести две торпеды калибра 450 мм. Торпедные аппараты располагались за пределами прочного и легкого корпуса, на боковой поверхности лодки. Для облегчения конструкции торпедные аппараты имели укороченный корпус: около половины торпеды располагалось за пределами трубы. Для удобства заряжания казенная часть аппаратов откидывалась в сторону.
Строительство первых двух подлодок нового типа (CB-1 и CB-2) стартовало в самом конце 1940 года на заводе фирмы Caproni. 27 января 41-го они были переданы заказчику. Вскоре субмарины прошли испытания и были приняты в боевой состав военно-морских сил. Летом 1941 года была готова вторая пара, в сентябре были готовы 5-я и 5-я лодки.
Их отправили по суше в Констанцу, где на них установили ранее снятое оборудование. В качестве базы им была назначена румынская база «Romania». Там же разместился штаб Мимбелли.
Четыре катера МАС. В наших источниках пишут, что их было шесть, по документам, я пока, вижу четыре (№№ 570, 571, 572, 573). В январе 1941 года было принято решение о начале строительства четвертой серии (11 единиц) катеров типа «500» (MAS-566—576). Катера 4-й серии внешне повторяли катера типа MAS-551, несли такое вооружение и механизмы. В то же время в их конструкцию были внесены некоторые изменения, например, увеличена емкость трюма, а мачта уже не возвышалась над мостиком, как прежде. Пять катеров (MAS-566—570) строила фирма «Baglietto»; три (MAS-571—573) фирма «Picchiotti»; еще три (MAS-574—576) — фирма «Сеlli». Все 11 единиц судостроители сдали флоту за период с августа по октябрь 1941 года, то есть в срок, несмотря на проблемы с материалами и квалифицированным персоналом.
Их стандартное водоизмещение составляло 27,8 т. Корпуса катеров были деревянные. Габариты; длина 18,7 м, ширина 4,6 м, осадка 1,4 м. Двухвальный бензиновый мотор «Изотто-Фраскини» мощностью 2300 л.с. позволял развивать скорость до 43 узлов. Запас бензина 1,25 т. При 42-узловом ходе дальность составляла 350 миль. Но на катерах были размещены и два бензиновых мотора «Альфа-Ромео» экономического хода мощностью по 80 л.с. Благодаря им при 6-узловом ходе дальность возрастала до 1100 миль, что было особенно важно в условиях Черного моря.
Взрывающиеся катера МТМ (итал. Barchino esplosivo M.T.M) — специальные моторные катера итальянского производства времен Второй мировой войны, созданные для совершения диверсионных операций и атак на вражеские суда и портово-прибрежную инфраструктуру. Катер МТМ имел водоизмещение 1 т, размер 5,6 х 1,9 м. Корпус катера представлял собой деревянный набор, обтянутый плотным брезентом Катер снабжался бензиновым мотором мощностью 95 л с, который позволял развивать скорость до 33 узлов. Топлива хватало на 5 часов полного хода Комбинированный винт-руль составлял внешний блок, как у подвесного мотора При преодолении заграждений, чтобы не задеть их, он легко поднимался. В передней части катера находился заряд взрывчатого вещества весом в 300 кг с ударным и гидростатическим взрывателями.
Катером управлял один человек. Осторожно преодолев препятствия и противоторпедные сети, он определял курс к объекту атаки и наводил на него катер. Затем давал полный ход, закреплял руль и тотчас выбрасывался в море. Чтобы не быть в воде в момент взрыва, он быстро взбирался на спасательный деревянный плотик, служивший на катере заспинной доской. Плотик этот водитель катера выбрасывал в море поворотом рычага, перед тем как покинуть катер.
Катер, продолжая свой путь, ударялся о цель, в результате чего взрывались пороховые заряды, расположенные кольцом вокруг корпуса катера, разрезая катер надвое. Кормовая часть отделялась от носовой и быстро тонула. В то же время носовая часть с основным зарядом, достигнув установленной глубины, равной осадке корабля, взрывалась под действием гидростатического давления. От взрыва в подводной части корабля образовывалась большая пробоина.