Найти тему

Веревочный курс и его тонкости

Оглавление

Для вожатого ВК - это не социальная сеть, а целый ряд испытаний, командных заданий, упражнений или треков, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, и укрепление и сплочение коллектива.

Нужно ли в лагере такое мероприятие или нет? Обсудим в нашей статье!

Зачем мы проводим ВК:

· Сплочение;

· Снимаем информацию о группе в ходе процесса;

· Создаем искусственные трудности, которые дети преодолевают сами;

· Смена деятельности и изменение атмосферы в отряде;

· Выплеск эмоций.

7 опорных фраз, которые могут помочь вожатому донести важность и ценность ВК до детей:

  1. Проверка на прочность лично каждого и команды в целом;
  2. Те качества, которые вы проявите во время прохождения ВК, те же качества вы проявите и в стрессовой ситуации в обычной жизни;
  3. От сегодняшнего мероприятия мы получим столько, сколько вложим. Тот фундамент, который мы сегодня заложим, повлияет на нашу с вами смену;
  4. Вклад каждого члена команды очень важен;
  5. Каждый из вас понаблюдает поведение в стрессовых ситуациях как свое собственное, так и других членов отряда;
  6. Мы вместе в процессе учимся преодолевать дискомфорт и достигать поставленной цели;
  7. Если вы сможете справиться с трудностями на этапах, нам будет легче справляться с любыми трудностями на смене.

Безопасность детей- главная ценность ВК.

По этой причине очень важно присутствовать на каждом треке, наблюдая, страхуя, в любой нужный момент быть рядом, чтобы исключить возникновения опасных ситуаций.

ВАЖНО: следить за внешним видом участников
· Одежда плотно прилегает к телу, удобная, спортивная;
· Удобная обувь;
· Головной убор;
· У девочек заплетены волосы;
· Вожатый соблюдает все вышеперечисленные условия в обязательном порядке.

Механизм проведения этапа:

1) Упражнения выполняются в полной тишине (при условии, что группе необходимо выполнять его в тишине- что не обговорено, то разрешено).

2) Упражнение начинается со слов ведущего «начали!» и заканчивается «тренинг пройден».

3) Четкое следование инструкции, которая озвучивается ведущим этапа.

4) Дети, не участвующие в прохождении тренинга, находятся рядом с командой, при желании тоже участвуют в рефлексии.

5) Любое проявление агрессии или неадекватного поведения ведущий этапа контролирует. Со старшими детьми можно разобрать конкретный случай проявления агрессии (только при условии, что вожатый умеет выводить группу на правильные выводы и они смогут извлечь из данного разбора ценный урок. В противном случае, лучше не браться за разбор полетов, потому что это может привести к неожиданным последствиям).

-2

Поговорим теперь о ролях. Обычно пару вожатых разделяю: один становится станционщиком (проводит испытание), другой ведет отрят.

Ведущий станции нейтральное, незаинтересованное лицо, поэтому его функционал отличается от функционала вожатого:

-3

Действия станционщика в случае неудачи:

  • Остановить этап, спросить, нужно ли время на обсуждение;
  • Засечь время на обсуждение;
  • Наводящие вопросы/ фразы, которые могут помочь участникам группы:

? Вы уверены, что выбрали правильную тактику?

? Мне кажется, вам нужно…

? Я вижу, что у вас получается лучше/ хуже…

? По моему мнению, вам нужно прислушаться к…

? Все ли члены команды согласны с данным решением? Всем ли членам команды комфортно?

Проблемные ситуации во время прохождения этапа:

1) Неадекватная реакция человека, проходящего этап.

В случае если ребенок, проходящий этап, позволяет себе раз за разом быть с другими членами отряда агрессивным, вожатый может позволить себя разобрать данный прецедент, используя универсальные вопросы.

В случае если ребенок, проходящий этап, начинает плакать, вожатый оказывает ему максимальную поддержку, в то время как члены группы обсуждают, что привело к возникновению подобной ситуации. Если ребенка не получается успокоить достаточно долгое время, команда имеет право продолжить прохождение этапа без него.

В случае если ребенок, проходящий этап, вносит деструктив, привлекает много внимания, станционщик имеет право остановить прохождение этапа, а вожатый может позволить себе разобрать данный прецедент, используя универсальные вопросы.

2) Неадекватное поведение всех членов группы, их несобранность, рассеянность.

Станционщик имеет право остановить прохождение этапа и ввести систему контроля за нарушением правил поведения во время этапа.

Рефлексия после прохождения этапа.

Все детки встают в круг и по очереди отвечают на универсальные вопросы: делятся эмоциями о прохождении этапа, своими выводами.

РЕФЛЕКСИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Удачно проведенная рефлексия – залог комфортной обстановки в коллективе, где каждый член команды чувствует, что его мнение важно и что на него обращают внимание.

Список универсальных вопросов в системе рефлексии после упражнения:

1) Что удалось? Что нет? По какой причине?

2) Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

3) Что было, на ваш взгляд, хорошо? А с чем вы справились не самым лучшим образом? Почему?

Для того, чтобы рефлексия прошла максимально успешно, необходимо быть включенным в процесс прохождения этапа.

На что смотреть?

Смотрим на то, как дети реагируют на объяснение правил, кто слушает внимательнее, кто совершенно отстранен. Подмечаем для себя, какие дети закрываются и выключаются из процесса быстрее, какие, наоборот, постоянно активничают и действуют. На этих ребят можно положиться на смене, они могут стать вам верными помощниками, которым можно будет делегировать какие-нибудь обязанности.

Анализируем, на кого дети больше ориентированы, кому тяжелее всего дается слушать лидера команды (часто это скрытый лидер, который не знает, как проявить свои лидерские качества, и боится этого).

Подмечаем моменты, когда буря вот-вот разразиться ( недовольство, страх, агрессия), если заметили, то останавливаем этап, используя наводящие вопросы, выводим на нейтральную эмоцию и возобновляем этап.

Как дети относятся к успеху? А к неудаче? А к тому, что они стоят на этом этапе дольше, чем им кажется “можно” стоять? Критикуют ли друг друга? Злятся? Все это для себя отмечаем. В дальнейшей работе это может помочь сделать важные выводы о каждом отдельно взятом члене отряда, избежать лишних конфликтов, быстрее подобрать нужный подход к каждому.

Это важная информация, не стоит недооценивать ее силу! Ведь насколько много вы сможете вынести даже из одного этапа, зависит только от вас самих. Не теряйте возможность узнать детей поближе, наблюдая за ними.

ВАЖНО: в зависимости от того, как группа проходит этап, можно составлять в добавку к универсальным вопросам, специальные вопросы, которые относятся только к прохождению этого этапа.

Что делать, чтобы рефлексия не затягивалась?

Не подгоняйте детей, дайте время высказаться каждому, но не позволяйте долго лить воду. Напомните о ценности времени для них самих, поверьте, им самим не особо хочется долго стоять в кругу, ничего не делая. Если ребенок в затупе, не знает, что сказать, просто молчит, помогите ему, еще раз напомнив вопросы, в этом нет ничего страшного. Можете благодарить ребенка каждый раз после того, как он высказался, это формирует доверительную обстановку, в которой легче делиться даже самыми глупыми мыслями. Уважайте мнение детей, даже если вам кажется, что они снова и снова повторяют одно и то же, мягко напомните им, чтобы они старались не повторяться. Помогайте детям делать выводы, часто они просто говорят о своих впечатлениях, не доводя их до законченной точки. Используйте специальные вопросы, чтобы им было проще закончить мысль.

Как правильно закончить рефлексию?

Рефлексию всегда заканчивает вожатый! Это важно, потому что дети должны брать пример с того, как анализирует вожатый, как он строит предложения и какие именно моменты он отмечает для себя.

1) -++ ( говорим об их неудачах, о том, что не удалось, потом о том, что у них получилось лучше всего, за что их можно похвалить, заканчиваем на похвале, они молодцы, что закончили этот этап);

2) +-+( говорим о том, что они молодцы, что закончили этот этап, потом отмечаем то, что совсем не понравилось вам, потом то, за что вы считаете их нужно хвалить);

3) --+ ( говорим про те моменты, которые вы отметили как негативные, про то, что они не использовали весь свой потенциал, но они молодцы, что справились с заданием).

ВАЖНО: всегда заканчивать на хорошем! Почему? Возникает ситуация успешности.
ПОКА У ВАС САМИХ НЕ БУДЕТ ПОНИМАНИЯ, КАК ХОРОШО, НЕ БУДЕТ И У ДЕТЕЙ.

Всегда помним о том, что для детей необходимо создать условия успешного преодоления трудностей, иначе это чревато плохим эмоциональным состоянием в отряде.

-4

Завершение ЭВК.

1) Глобальная рефлексия ( универсальные вопросы, но теперь по всему мероприятию, можно спросить про эмоции и про личные ощущения);

2) После рефлексии можно поставить цели на дальнейшее развитие в рамках лагерной смены (как индивидуальные, так и личные);

3) Завершением дня должна стать тематический огонёк, где у детей будет возможность подвести итоги тяжелому дню и поделиться своими мыслями.

4) Обязательно проанализировать работу отряда вместе с напарниками, поделиться своими выводами о команде в целом и об отдельных ребятах, поставить цели в вожатской паре/тройке, на кого обратить внимание, кому уделять больше внимания, кому меньше.

Результатом максимально грамотной отработки вожатых станет видение команды и смены, что может помочь в работе со сложными детьми и в тяжелых, стрессовых ситуациях.

___________________________________________________________________________

В одной из статей мы расскажем о том, какие могут быть этапы для проведения ВК и ЭВК. Чтобы попасть в эту статью - вы можете оставить комментарий со своим любимым этапом.

До новых встреч!