Одним из хорошо известных примеров проклятия знания является исследование с постукиванием. В этом исследовании участники были случайным образом распределены между таперами или слушателями. Каждый тапер прослушивал три мелодии (которые были выбраны из списка 25 известных песен) на столе, а затем его просили оценить вероятность того, что слушатель сможет успешно идентифицировать песню, которую он прослушивал, основываясь только по постукиванию пальцем.
В среднем таперы подсчитали, что слушатели смогут правильно идентифицировать мелодии, которые они прослушивали, примерно в 50% случаев, при этом оценки варьируются от 10% до 95%. Однако в действительности слушатели смогли успешно идентифицировать мелодию по постукиванию пальцем только в 2,5% случаев, что намного ниже даже самой пессимистичной оценки, выдаваемой тапером, и, таким образом, свидетельствует о проклятии знания.
Более того, когда таперы слушали, как экспериментатор выстукивал выбранные ими мелодии, они по-прежнему оценивали, что около 50% людей смогут угадать мелодию, которую выстукивал экспериментатор, поскольку они сами легко определяли эти мелодии. Так было даже тогда, когда те первоначальные таперы были заменены новыми людьми, которые никогда не служили ни таперами, ни слушателями.
В целом исследование прослушивания демонстрирует, как проклятие знаний может влиять на суждения людей. В частности, это показывает, что люди, которые знают, какая мелодия прослушивается, с легкостью определяют ее и, следовательно, изо всех сил пытаются точно предсказать точку зрения других, у которых нет таких же знаний, как у них.
Исследование с постукиванием было опубликовано в докторской диссертации 1990 года студентки Стэндфордского университета Элизабет Луизы Ньютон. Диссертация часто упоминается под названием «Сверх уверенность в сообщении о намерениях: услышанные и неслыханные мелодии». Однако первоначальное название диссертации, по-видимому, было «Тернистый путь от действий к намерениям», и это несоответствие могло возникнуть в результате того, как на диссертацию ссылался научный руководитель Ньютона, профессор Ли Росс, в главе книги 1991 года.
Домашнее задание;)