Найти тему
Русская и мировая живопись

Понимаем ли мы размах творчества Сурикова? Часть 2 Меншиков

В 1878 году Суриков женился. Жена его была внучка декабриста Свистунова по матери и француженка по отцу.

Е.А. Сурикова. С фотографии 1880-х гг.
Е.А. Сурикова. С фотографии 1880-х гг.

О первой идее замысла картины «Меншиков» Суриков рассказывал М.А.Волошину так: «В восемьдесят первом году, летом, поехал я жить в деревню под Москвой — в Перерву. Жили в избушке нищенской. Жена с детьми. В избушке темно и тесно. И выйти нельзя — все лето дождь.

Здесь вот мне все и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? Поехал я раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... Меншиков! Сразу всю картину увидал. Весь узел композиции. Только не знал еще, как княжну посажу... Я и о покупках забыл, сейчас кинулся назад в Перерву».

В этом случае еще более обнаженно, чем в замысле «Стрельцов», возникших от эффекта зажженной днем свечи на фоне белой рубахи, выразился художественный, чисто живописный, нелитературный подход Сурикова к историческим темам.

Меншиков в Березове. 1883, Холст, масло. 169 x 204 см, ГТГ
Меншиков в Березове. 1883, Холст, масло. 169 x 204 см, ГТГ

В противоположность обычным приемам и исканиям способов выражения, подходящих к намеченной теме, свойственным всем рядовым художникам, Суриков шел обратным путем: для прочувствованного и глубоко осознанного эффекта он искал подходящей исторической темы.

В первом дошедшем до нас этюде Меншикова нет фигуры самого Меншикова. Есть этюд темной, невысокой избы, в которую свет сочится сквозь небольшое оконце. Остановившись на личности Меншикова, Суриков попытался документироваться: ездил в меншиковское имение в Клинском уезде, нашел там бюст Меншикова, просил снять с него маску. Но этого было мало и совсем не в характере суриковского творчества.

Случайность столкнула Сурикова с моделью его Меншикова.

«Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним — квартиру запомнить. Учитель был математики Первой гимназии. В отставке. Старик. Невенгловский по фамилии. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате. Перстень у него на руке. Небритый. Совсем Меншиков.

«Кого Вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю, еще обидится, говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Писатель Михеев из этого после целый роман сделал. А Меншикову я с жены покойной писал (прим.: у жены был врождённый порок сердца, во время написания картины у неё случились обострения болезни). Другую дочь — с барышни одной. Сына писал с одного молодого человека в Москве — со Шмаровина-сына».

Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882, Этюд для картины "Меншиков в Березове", Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 34 см
Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882, Этюд для картины "Меншиков в Березове", Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 34 см
Портреты Меншиковых. 1882, Этюд для картины "Меншиков в Березове", Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 34 см
Портреты Меншиковых. 1882, Этюд для картины "Меншиков в Березове", Бумага, акварель, графитный карандаш. 24 x 34 см

Но Меншиков не единое средоточие картины: рядом с ним фигура, равносильная с ним по замыслу.

Сам Суриков говорил, что ему при имени Меншикова сразу представилась вся композиция, со всеми фигурами, только он не знал еще, как княжну посадить. Речь, конечно, шла не о читающей княжне — она и сын естественно вытекают и вяжутся с фигурой отца, — а о «царской невесте», сидящей рядом на полу, прижавшись ему под руку.

Образ «опечаленной невесты» преследовал в это время Сурикова. Оп стремился сначала получить отдельное воплощение. Поэтому в первом озарении композиции и оставалось неясным место княжны. В картине оказалось два психологических центра, взаимно повышающих и выделяющих друг друга: надломленная власть, своеволье, непокорно ушедшее внутрь себя, и рядом безвинная обреченность, сознательная покорность судьбе.

Старшая дочь Меншикова. 1882
Старшая дочь Меншикова. 1882
Старшая дочь Меншикова Мария. Фрагмент картины
Старшая дочь Меншикова Мария. Фрагмент картины

С этих рисунков глядит на нас детское «обреченное» лицо. Лицо Золушки, Аленушки, Неточки Незвановой. Это надрывающее сердце сиротство не давало ему покоя и окрашивало мрачный пафос его драматических снов нежной лирикой. Но потрясенный на этот раз не зрелищем, а надрывом собственной жизни ( прим.: болезнью жены) он сохранял драгоценное художественное хладнокровие при передаче самого тайного и мучительного.

К эпохе «Меншикова» относится целый ряд акварелей, набросков и этюдов. Любопытна та художественная пропасть, которая отделяет эти случайные вещи от тех всех, что относятся к главной работе. Большим художником Суриков становился только тогда, когда душа его была потрясена и захвачена. Во всем же остальном, что не было для него творческой неизбежностью, будь это акварельные портреты его дочерей или художников Матвеева и Крачковского, Суриков оставался самым средним художником. Косноязычие его кисти превращалось в красноречие только тогда, когда он сталкивался с каким-нибудь из тех подземных токов истории, которые нес в себе (источник: монография М.А. Волошина «Суриков», 1910-е).

🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам интересна то прошу вас сообщить мне об этом, поставив лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.