Найти в Дзене

История бренда NikeВсе началось с Безумной Идеи — мечты 24-летнего парня из Орегона изменить жизнь и оставить свой след в истории. Фил Найт,

Создатели бренда

Создатели бренда Nike познакомились в 1957 году в Университете штата Орегон. Билл Бауэрман — тренер по легкой атлетике, и первокурсник Фил Найт — бегун на среднюю дистанцию. Двое мужчин, страстно любящих спорт, сразу же нашли общий язык. Билл Бауэрман воспитал множество олимпийских чемпионов из числа студентов университета, уделяя большое внимание их всестороннему развитию, а не только физическим тренировкам. В 1972 году его пригласили занять пост тренера олимпийской команды США по легкой атлетике. После смерти великого коуча удостоили собственным бюстом в Национальном зале славы.

Фил Найт Один из основателей Nike
Фил Найт Один из основателей Nike

Фил Найт поступил в Орегонский университет, чтобы попасть в команду к легендарному тренеру. Билл Бауэрман научил молодого спортсмена не зацикливаться на результате и совершенствовать свои командные навыки. После университета Фил поступил в Стэнфорд, защитил там курсовую работу на тему «Перспективы развития производства в Японии». Студент проникся идеей сотрудничества с японскими производителями. Он понял, что экспорт недорогих кроссовок в США может стать хорошей альтернативой дорогой обуви для профессиональных спортсменов. В то время обычные дешевые кроссовки были неудобными и громоздкими, зато стоили всего 5 долларов против 30 за дорогие. Фил Найт решил изменить ситуацию и составить конкуренцию брендам из Германии в сфере спортивной экипировки

Билл Бауэрман Один из основателей Nike
Билл Бауэрман Один из основателей Nike

Билл Бауэрман воспевал дух соперничества и умение работать в команде — принципы, которые позже легли в основу корпоративной культуры бренда Nike. Он был новатором и стремился усовершенствовать все вокруг, включая спортивную обувь и экипировку. Для своих учеников он создавал более легкую обувь для достижения рекордов. Он изобрел специальное покрытие для беговых дорожек, которое поглощало толчки и защищало легкоатлетов от травм.

С чего всё началось?

В 1962 году студент отправился в Японию, где заключил контракт на импорт кроссовок Tiger в США. Найт на ходу придумал название компании, которую представляет — Blue Ribbon Sports.

В 1963 году первая партия кроссовок из Японии в количестве 300 штук поступила на продажу. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную.

В 1964 Найт приглашает к сотрудничеству Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнерства. Тренер и его бывший ученик вкладывают по 500 долларов на общее дело и пожимают друг другу руки. Их бизнес строится на личных контактах — Билл и Фил продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам, рассказывая о преимущества легкой и удобной обуви. На перепродаже 300 пар они заработали около 8 000 долларов.

Первые успехи и неудачи

В 1971 году основатель Nike все еще работает в университете, чтобы увеличить доход, который приносит Blue Ribbon Sports. Там он знакомится со студенткой Кэролайн Дэвидсон — девушкой, которая и создает знаменитый «swoosh» Найк. Фил нанимает Кэролайн для разработки логотипа, основанного на идее постоянного движения. Девушка предлагает десятки вариантов, но ни один не нравится Найту. В конце концов, когда грузовики с кроссовками уже стоят на границе с Мексикой в ожидании логотипа, бизнесмен выбирает «swoosh». Филу картинка не нравится, но он обещает привыкнуть. За свою работу Кэролайн Дэвидсон получила всего 35 долларов. Позже основатель компании отблагодарил девушку — подарил ей часть акций Nike, а также кольцо с бриллиантами.

Бизнес начинает развиваться все активнее, и вместе с успехом приходят первые проблемы. Японский поставщик обуви, глядя на стремительный рост бренда, предлагает выкупить долю Найта и лишает Nike эксклюзивных прав дистрибьютора в США. Ультиматум японцев приводит к судебному процессу. Итог — бренд может пользоваться разработками Tiger еще 6 месяцев, после чего должен торговать только собственной обувью.

В 1972 году на Олимпийских играх Nike представляет модель кроссовок Moon Shoe. Ее создал Билл Бауэрман, экспериментируя с резиной. Он использовал вафельницу жены для создания подошвы, которая стала впоследствии революционной благодаря плотному сцеплению с поверхностью и высокому уровню износостойкости.

-3

Blue Ribbon Sports начинает экспортировать кроссовки за рубеж. Первым рынком сбыта стала Канада. Доход Nike значительно возрос: он составил 1,96 миллиона долларов за 1972 год.

Увлеченный спортом, Найт понимал, как важно заручиться поддержкой профессиональных спортсменов. Компания приглашает к сотрудничеству начинающих и знаменитых спортсменов — и на Олимпиаде в 1976 году большинство легкоатлетов выступают в фирменных кроссовках Nike. Бренд часто находится на виду и не пропускает ни одной Олимпиады или крупных спортивных соревнований. В этих кроссовках устанавливаются мировые рекорды, выигрываются чемпионаты и добываются золотые медали.

Воздушная легенда Nike

Знаменитую технологию Air, которая открыла новый уровень комфорта спортивной обуви и принесла миллиардные доходы компании, придумали еще в 1979 году. Авиационно-космический инженер Фрэнк Руди предложил Nike использовать идею воздушной подушки в подошве. В отличие от классических резиновых трубок, она не спрессовывалась через несколько миль и оставалась мягкой, пружинистой надолго. Компания тут же реализовала идею — и выпустила профессиональные беговые кроссовки по цене 50 долларов за пару.

-4

Фрэнк Руди

Авиационно-космический инженер

По-настоящему громко технология заявила о себе в 1987 году, во время кризиса в Nike. В этот год дизайнеры выпускают коллекцию Air MAX. Особенность кроссовок — прозрачное окошко на подошве, через которое видно амортизирующую подкладку. На волне бурной революции в спорте и всеобщего увлечения фитнесом Nike выпускает еще одну модель — кроссовки Air Trainer High Shoes, которые хороши для бега и тренировок.

В 1988 году Nike выпускает модель
Air Stab — первые в мире кроссовки с устойчивой и легкой конструкцией Footbridge.

Коллекция кроссовок с технологией Air пополняется каждый год. В 1991 году Nike выпускает революционную модель для бега Huarache. В них используют особую технологию: носок из неопрена плотно облегает стопу, полиуретановые вставки удерживают пятку. Кроссовки становятся бестселлером бренда и выпускаются до сих пор.
Коллекция кроссовок с технологией Air пополняется каждый год. В 1991 году Nike выпускает революционную модель для бега Huarache. В них используют особую технологию: носок из неопрена плотно облегает стопу, полиуретановые вставки удерживают пятку. Кроссовки становятся бестселлером бренда и выпускаются до сих пор.

Спортивные звезды Nike

1972 Футболист команды Орегонского университета Дэн Фуотс играет в революционных Moon Shoes с вафельной подошвой. Впоследствии он стал шестикратным обладателем Кубка Чемпионов среди профессионалов.

1973 Стив Префонтэйн стал первым профессиональным спортсменом, выступающим в обуви Nike. Олимпийский чемпион по легкой атлетике убеждает своих коллег носить кроссовки бренда.

1980 Английский бегун Стив Оветт первым пересекает финишную черту в забеге на 800 метров. Nike празднует победу вместе с ним: на ногах у легкоатлета беговые кроссовки бренда.

1981 Марафонец Альберто Салазар второй раз подряд выигрывает Нью-Йоркский забег в кроссовках Nike. Он устанавливает новый мировой рекорд – 2.08.13.

1984 Легкоатлетка Джоан Бенуа в кроссовках Nike устанавливает мировой рекорд в первом олимпийском марафоне среди женщин.

1985 Nike подписывает контракт с Майклом Джорданом.

1995 Теннисист Пит Сампрас в удобной обуви Nike становится чемпионом на Уимблдоне. 1996 Майкл Джонсон установил мировой рекорд в забеге на 200 метров на Олимпийских играх. Он обут в сверхлегкие кроссовки Nike с шипами, которые весят всего 85 граммов.
1997 Компания подписывает контракт с подающим надежду гольфистом Тайгером Вудсом. Он переходит из любительского спорта в профессиональный, вооружившись кедами и одеждой Nike. С фирменным «swoosh» на кроссовках он впервые доказывает свой статус звезды гольфа мирового уровня.
1998 Бразильский футболист Роналдо получает звание лучшего игрока. Матчи он проводит в специально разработанных кроссовках Mercury — идеальных для бега на короткие дистанции, плотно прилегающих к ноге и дающих возможность развивать невероятную скорость.
1999 Лэнс Армстронг в кроссовках бренда, вопреки тяжелой болезни, химиотерапии и долгому восстановлению, впервые выигрывает «Тур де Франс». Своей победой он демонстрирует главную ценность Nike — умение делать невозможное, и вдохновляет других людей на свершения.
2010 Португалец Криштиану Роналду в кроссовках Nike становится суперзвездой мирового футбола. Он представляет новые Mercurial Vapor Superfly II с адаптивными шипами, которые меняют свою величину в зависимости от покрытия.
1995 Теннисист Пит Сампрас в удобной обуви Nike становится чемпионом на Уимблдоне. 1996 Майкл Джонсон установил мировой рекорд в забеге на 200 метров на Олимпийских играх. Он обут в сверхлегкие кроссовки Nike с шипами, которые весят всего 85 граммов. 1997 Компания подписывает контракт с подающим надежду гольфистом Тайгером Вудсом. Он переходит из любительского спорта в профессиональный, вооружившись кедами и одеждой Nike. С фирменным «swoosh» на кроссовках он впервые доказывает свой статус звезды гольфа мирового уровня. 1998 Бразильский футболист Роналдо получает звание лучшего игрока. Матчи он проводит в специально разработанных кроссовках Mercury — идеальных для бега на короткие дистанции, плотно прилегающих к ноге и дающих возможность развивать невероятную скорость. 1999 Лэнс Армстронг в кроссовках бренда, вопреки тяжелой болезни, химиотерапии и долгому восстановлению, впервые выигрывает «Тур де Франс». Своей победой он демонстрирует главную ценность Nike — умение делать невозможное, и вдохновляет других людей на свершения. 2010 Португалец Криштиану Роналду в кроссовках Nike становится суперзвездой мирового футбола. Он представляет новые Mercurial Vapor Superfly II с адаптивными шипами, которые меняют свою величину в зависимости от покрытия.

Nike & Jordan

Майкл Джоржан Баскетболист
Майкл Джоржан Баскетболист

В 1985 году руководство Nike в очередной раз продемонстрировало потрясающее чутье на спортивные таланты. Бренд подписывает контракт с новичком команды «Chicago Bulls» Майклом Джорданом. С приходом талантливого баскетболиста в семью Nike многое меняется — дизайн продукции, маркетинговые принципы, ассортимент. Впервые разрабатывается концепция новой коллекции Jordan, куда входит обувь и одежда.

-8

2001 В 2001 году появляется коллекция Shox — главный прорыв в области технологий с момента выпуска Air. Над специальной системой поддержки и пружинистой подошвой начал трудиться Билл Бауэрман. И только через 16 лет после начала работы бренд выпустил революционную обувь, в которой совершенно не устают ноги.

2005 В 2005 году компания выпускает знаковую модель кроссовок Free Run 5.0, которая изменила отношение к бегу. Кроссовки разрабатывались совместно с физиотерапевтом, чтобы создать эффект босых ног. Главная особенность – уникальная гибкая подошва с продольными разрезами. Верх кроссовок сделан из легкого и прочного материала Phylite.

2006 В 2006 году коллекция Air пополняется моделью Air Max 360 с невероятной амортизацией, дающей ощущение бега по воздуху. Для этого Nike использует инновационную технологию air-sole.

2008 В 2008 году на рынок выходит коллекция обуви Flywire. Особенность кроссовок — невероятная легкость и прочность. Этому способствуют особые волокна, действующие наподобие стальных тросов и поддерживающие стопу там, где это необходимо. Технология снизила вес обуви на 18%.

2009 Nike представляет Pro Combat — революционную «дышащую» одежду с защитными элементами для максимального комфорта при занятиях футболом, баскетболом, крикетом, бейсболом.

Гигантская корпорация, включающая в себя несколько десятков успешных брендов, начиналась с амбициозной идеи студента изменить мир. И ему это удалось — благодаря неизменной верности спортивным традициям, постоянному совершенствованию технологий, любви к инновациям и неугасающему боевому духу.