Несмотря на то, что по исследованиям дети и взрослые с РАС в 3 раза чаще демонстрируют самоповреждающее поведение по сравнению с нормой, это только второстепенный симптом аутизма.
Об основных симптомах, к слову, можно почитать тут:
Но и эта дополняшка, если есть, тоже доставляет много проблем:
- Самому ребенку или взрослому с аутизмом - он может получить серьезную травму;
- Его родителям и/или близким - они часто чувствуют себя беспомощными, напуганными, плохо воспитывающими. Иногда это может их злить;
- Посторонним людям - могут бояться или испытывать замешательство при виде аутиста, который, скажем, внезапно начал бить себя по голове.
В общем, самоповреждение (другое название - селфхарминг) - это не та история, которая помогает с развитием, социализацией или ещё с чем бы то ни было. Но что стоит за ним?
На самом деле куда больше, чем "С головой не того - вот он и куролесит", как это может думать не особо посвященное большинство. Причинами могут быть очень разные, не всегда очевидные вещи. При аутизме это чаще всего:
⚡️ Физическая боль, дискомфорт. Например, у ребенка болит голова. В силу плохой речи и/или коммуникации он не может попросить о помощи нормально, поэтому глушит её как может - перекрывает другим источником боли.
Что можно сделать?
Самое важное - научить сообщать: "Мне больно". Если это невозможно, то, сами понимаете, придется играть в угадайку с обследованиями. Сильную боль и беспокойство могут вызвать, например, мигрень, цистит или ушная инфекция. При них не всегда бывает температура и прочие симптомы, но ощущения ого-го. Вполне себе повод сходить с ума.
⚡️ Сильный стресс. Чтобы заглушить паршивое эмоциональное состояние, аутист может причинять себе вред. На первый взгляд стресс может показаться недостаточной причиной. Однако люди без аутизма, испытывая сильное нервное напряжение, могут делать примерно то же самое. Например, они вырывают у себя волосы или делают неглубокие порезы на теле только с одной целью - чтобы физическая боль перекрыла эмоциональную.
Что можно сделать?
Пронаблюдать, что именно вгоняет ребёнка в стрессовое состояние, избегать этого или контролируемо приучать. Например, есть боязнь большого скопления людей. Значит, не надо таскать туда "социализироваться". Вначале лучше гулять на тихой площадке или в спокойном парке, где на отдалении находятся 1-2 человека, а потом плавно увеличивать нагрузку.
⚡️ Чувство вины. Человек с РАС с нормальным интеллектом, почти всегда понимает, что он не такой, как другие. Если подливать масла в огонь, рассказывая, что тут он не справляется, тут плохо, а там вообще сплошное разочарование, то можно столкнуться с самоагрессией, как самонаказанием за свою недостаточную хорошесть.
Что можно сделать?
Соблюдать баланс между критическими замечаниями и похвалой.
Это, кстати, был вариант Лёвы. У него не РАС, но самоагрессия тоже была. Оказалось, что её легко спровоцировать недостатком похвалы и при этом обилием критики. К счастью, косяк был вычислен и ликвидирован очень быстро, поэтому такое поведение не закрепилось.
P.S.: Ага, я не безгрешна и требовательна.
⚡️ Самостимуляция. При аутизме у некоторых детей снижена чувствительность. Настолько снижена, что они могут довольно агрессивно поступать с собственным телом, чтобы хоть что-то почувствовать.
Что можно сделать?
Попробовать заместить схожими ощущениями. Можно, скажем, царапание заместить вождением по телу мячиками с пупырышками или шерстяной перчаткой.
В некоторых случаях может помочь мазать местным анестетиком ту область тела, на которую совершается "покушение". Так испортятся ощущения, ради которых всё делается, а самоагрессия теряет смысл.
⚡️ Как средство общения. Ага, весьма необычное. Очень похоже на манипуляцию, но это реально другое. При манипуляции ребёнок встает на место другого родителя и думает из серии "Ммм, если я стукну себя по голове МАМА ИСПУГАЕТСЯ и даст мне игрушку!". При аутизме такие мыслительные полеты на место другого человека маловероятны и ограничены. Аутист рассуждает по-другому - один раз поняв, что ему дают любимую игрушку в ответ на удар себя по голове, он думает, что таким образом он её ПРОСИТ. Вот такой неадекватный формат коммуникации можно случайно выработать у ребёнка с РАС.
Что можно сделать?
Ломать этот коммуникативный шаблон. Он не должен вызывать должного эффекта. В случае с той же игрушкой не надо давать её в момент битья себя по голове, лишь бы перестал, но можно дать минут через 10 после этого эпизода. Максимально идеальный вариант: вы никак не отреагируете на "стукнул себя по голове", но при этом тут же даёте желаемое на показ пальчиком или просьбу, пусть и с вашей помощью.
Кстати, самоповреждение, которое используется как средство общения, вообще лучше максимально не замечать и игнорировать - так вы перестанете его подкреплять и оно начнет угасать. Реагировать на это можно только тогда, когда существует серьезная опасность жизни и здоровью.
Кроме того, здесь критически важно учить здоровой коммуникации.
Ок. Но откуда вообще берётся такое поведение? Это же шило на мыло и никаких проблем не решает!
Не совсем так. Из-за сильной физической боли начинается выброс эндорфинов в кровь, а они обезболивают, улучшают эмоциональное состояние, позволяют игнорировать другую боль.
Уверена, что вы слышали что-то типа "Эндорфины - это гормоны счастья!". Не-а, на самом деле это скорее гормоны боли. К счастью они относятся косвенно - наш организм их выбрасывает, чтобы обезболить, сделать переживание не таким тяжелым и выйти из стресса максимально без последствий. Вместе с эндорфинами в кровь выбрасывается дофамин - вот от него может появляться эйфория, путаемая со "счастьем".
Короче, вполне вероятно, что если вас битье головой о стену шокирует и кажется бесцельным, то для ребёнка это может быть вовсе не так - свои проблемы по части ослабления другой боли он решает. Да, временно, дезадаптативно, странно, но решает. В случае с коммуникацией и самостимуляцией так и вообще ответ очевиден, зачем он это делает.
Выше мы уже рассмотрели часть вариантов и что делать. Но иногда причины не так очевидны.
И что делать в таком случае?
Наблюдать и изучать поведение.
Можно составить план вопросов и, наблюдая за ребёнком, отвечать на них. Например:
- Кто был рядом с ребёнком, когда это произошло?
- Что произошло до, во время и после самоповреждающего поведения?
- Когда произошел эпизод? (время суток, что в это время делалось)
- Где произошел эпизод? (какая комната, какое в ней было освещение, температура, звуки и другие характеристики, влияющие на сенсорные ощущения).
Также, очень важно четко обозначить, что конкретно делал ребёнок - не просто "Он делал себе больно", а, допустим, "Он себя кусал" потому, что у разного самоповреждающего поведения бывают разные причины.
Иногда, если заполнить такой опросник после нескольких эпизодов самоповреждения, удаётся выявить их причину через частое повторение каких-то обстоятельств. Например, вы обнаружили, что в опроснике подозрительно много встречается обстоятельство "яркий свет". Это повод подумать о том, что возможно у ребёнка болят глаза из-за яркого света, а самоагрессией он решает этот вопрос.
Если вам трудно всё упомнить, то по крайней мере для дома гениальную вещь предложила автор канала "Аутизм и школа" - поставьте камеру и снимайте. Камера запечатлит всё так, как оно есть, а вам останется со стороны спокойно посмотреть на ситуацию и задокументировать обстоятельства.
А если причина так и не найдётся?
Такое тоже может быть. В таком случае, она может лежать в, скажем так, трудно наблюдаемой области:
- Генетика - как минимум три генетических нарушения, вызывающих УО и похожее на аутизм поведение, имеют в симптомах самоагрессию - синдром Леша-Нихена, синдром Мартина-Белл и синдром Корнелии де Ланге. Иногда здесь помогают лекарства;
- Эпилепсия, особенно лобно-височных областей. При эпилепсии человек не всегда падает оземь с пеной у рта, как это показывают в кино. Бывают простые припадки без потери сознания, но с необычными движениями, если эпилепсия затрагивает моторные отделы мозга. Могут встречаться мотание головой, хлопанье по ушам и/или голове, кусание рук, царапание лица или рук и, в некоторых случаях, битье своего лица коленями.
Это всё напоминает самоагрессивную стереотипию, но ребёнок эти движения делает не по собственной воле - он не может контролировать эпилепсию.
Интересно, что при аутизме эпилептический вариант самоповреждения нередко стартует в подростковом возрасте. Поэтому, если в детстве не было самоповреждения и на ЭЭГ было всё ок, а в подростковом возрасте эти чудеса откуда-то вылезли, то имеет смысл переделать ЭЭГ для собственного спокойствия. Лечением здесь выступают антиконвульсанты (подбираются врачом) и избегание "провокаторов" (яркого света, вспышек, необычных сенсорных ощущений и даже некоторых видов еды (да-да, удивительно, но от еды тоже возможны приступы)).
Спасибо что читаете меня!
Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)