Найти тему
150,5K подписчиков

Платить нельзя скачивать: как поступить с фильмами эпохи VHS, ушедшими из онлайн-кинотеатров

Вокруг вопроса о принудительном лицензировании голливудских фильмов за последний год сломано немало копий. Маятник качается то в одну, то в другую сторону, однако окончательного решения выработать не удается. При этом аргументы сторон практически не меняются, а сама проблема приобретает новые измерения.

Вокруг вопроса о принудительном лицензировании голливудских фильмов за последний год сломано немало копий.

Суть конфликта

Все началось с решения западных киностудий примкнуть к антироссийской санкционной кампании через приостановку поставок новинок киноиндустрии в РФ. На Западе посчитали, что оставшиеся без Голливуда россияне начнут роптать и тем самым раскачают-таки лодку российской государственности. Параллельно это решение наносило определенный экономический ущерб кинотеатрам, и без того не оправившимся после пандемийных ограничений.

В ответ на этот шаг немедленно возникла идея принудительного лицензирования таких фильмов, которая стала обрастать как сторонниками, так и противниками. Первые настаивают на том, что это будут своеобразные ответные санкции со стороны России. Вторые — что это создаст правовую неопределенность, последствия которой сложно просчитать. Так, в Минэконом развития опасаются нарушения международных соглашений, подписанных Россией, а в Минцифры указывают на демотивирующий эффект для российских кинопроизводителей. Разошлись во мнениях и сети кинотеатров.

Весна пришла, кино ушло

Ситуация изменилась с первого марта, когда истек срок лицензионных соглашений крупных онлайн-кинотеатров с держателями прав на архивные кинофильмы. Пользователи «Кинопоиска», ivi, Okko и других подобных площадок обнаружили, что им более недоступны фильмы, снятые не просто годы, а десятилетия назад. Из архивов пропали заслуженно любимые картины о похождениях бравого археолога Индианы Джонса или жителя Хилл-Вэлли Марти Макфлая. Недоступны «Храброе сердце» и «Чужие», «Пятый элемент» и «Король лев». Дотянулись даже до таких «старичков», как «Бемби» или «Пиноккио».

В список попало более 200 популярных картин прошлых лет, причем логику ограничений проследить не удается.

   duma.gov.ru | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
duma.gov.ru | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На этом фоне глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская в личном Telrgram-канале предложила решить вопрос принудительного лицензирования демократическим путем — через опрос населения. По ее задумке граждане должны ответить, хотят ли они растить детей при помощи американской кинопропаганды. И если нет, то и принудительно лицензировать ничего не требуется. С другой стороны, заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев призвал наоборот — скачивать контент пиратским образом, чтобы нанести правообладателю максимальный урон.

Привет из прошлого

И Медведев и Ямпольская уверены в своей правоте, но все их рассуждения вращаются вокруг современных фильмов. Но как же быть с классикой эпохи VHS и более старыми лентами?

С одной стороны, российские законы предполагают сохранение авторских прав в течении 70 лет после смерти автора, а это значит, что объявить некоторые фильмы общественным достоянием мы сможем только ближе к концу века. С другой стороны, копии многих кинолент были куплены россиянами еще на видеокассетах, и платить за них повторно, причем стране, которая ведет открытую антироссийскую деятельность, представляется странным.

А как вы, уважаемые читатели, считаете? Фильмы, снятые в 70-е, 80-е, 90-е годы и ранее, которые многократно демонстрировались в телевизионном эфире и разошлись огромными тиражами на твердых носителях — это голливудчина, без которой будет только легче дышаться? Или это часть мировой культуры, которую мы уже оплатили, и потому имеем право скачивать ее без ведома правообладателя, как предлагает Медведев?