Самое яркое отражение стиль ампир нашел в интерьерах. С восшествием на трон нового императора бывшие королевские резиденции – Фонтенбло, Лувр, Тюильри, Версаль, Компьень, Сен-Клу были переделаны в соответствие с его вкусами и новым стилем. Наиболее серьезной реконструкции подвергся дворец Фонтенбло.
Особое место в сердцах императора и императрицы занимала небольшая уютная усадьба Мальмезон, которую Жозефина купила в 1799 году и в которой очень любили бывать и она, и ее царственный супруг после возвышения. Мальмезон с лихвой вкусил ампира, а спальня Жозефины в нем была стилизована под походную палатку римского центуриона.
Период ампира – это время царствования канделябров и ваз, изготовленных, разумеется, в полном стилистическом соответствии с требованиями стиля. Чаще всего они украшали камин, который, как правило, визуально доминировал в комнате.
Вазы в форме амфоры или кратера часто входили в число настольных украшений surtout de tables, придуманных, как предполагается, знаменитым бронзовщиком Томиром.
Впечатление праздности и великолепия создавало в интерьере сочетание декоративности золоченой бронзы с чистотой скульптурных форм античности.
Так как триумф ампира во Франции длился по историческим меркам совсем недолго и весь этот период был наполнен войнами, то никакими крупными архитектурными сооружениями он похвастаться не может.
Наверное, самым большим сооружением можно назвать Церковь Святой Марии Магдалины в Париже, который еще называют Храмом славы.
Вершиной славы наполеоновского ампира должен был стать грандиозный Дворец Римского короля, который спроектировал архитектор Пьер Фонтен в качестве резиденции для сына Наполеона Бонапарта Наполеона II.
Дворец должен был представлять собой амфитеатр с высшей точкой на вершине холма Шайо в центре Парижа и своими огромными размерами и строгими ампирными формами прославлять триумф империи в вечности. Должен был. Но не стал. Дворец остался только в планах архитектора Фонтена.
В то же время среди малых архитектурных форм осталось несколько шедевров, хоть и сильно вдохновленных, если не сказать больше, античным образцами. Это Триумфальная арка на площади Каррузель, прототипом которой стала Триумфальная арка Септимия Севера, Вандомская колонна, подражающая Колонне Траяна в Риме, Триумфальная арка на площади Шарля да Голля (Звезды), вдохновлённая Триумфальной аркой Тита на римском Форуме.
В России ампир хорошо прижился сначала с подачи Наполеона в виде разных подарков Александру I, а после 1812 года - в качестве гимна победы самого Александра. Ампир российского образца еще называли Александровским классицизмом.
Первым певцом ампира в России стал француз Огюст Монферран, который построил Исаакиевский собор и Александровскую колонну на Дворцовой площади.
Его дело продолжил Карл Росси, по проекту которого возвели Михайловский дворец, Александринский театр и здание Главного штаба.
В Москве стиль ампир представляют Большой театр и здание Манежа за авторством Осипа Бове.
Ну и конечно, нельзя не вспомнить так называемый Сталинский ампир, где шлемы, фасции и аксельбанты заменили снопы пшеницы, серпы и молоты. Ими до сих пор пестрят сельские дома культуры на просторах бывшего СССР.