Найти в Дзене
Кольский острог

Оленетранспортные эшелоны.

В 1941 году более 10000 голов ездовых оленей были отправлены на Карельский фронт в сопровождении сотен оленеводов Ненецкого округа и республики Коми. Это беспримерная в истории войны оленная армия приняла участие в боевых действиях под Мурманском. В основном призывники оленных эшелонов попали служить в 31-ю оленелыжную бригаду. Воины-северяне более двух лет держали линию фронта на каменистых загривках карельских сопок, совершали глубокие рейды в тылы неприятеля, громили его опорные пункты, брали пленных, вывозили раненых... В 1944 году они освободили за три недели нашу территорию, взяли Петсамо и освободили норвежский Киркенес. Четыре раза им салютовала Москва, четыре благодарности Верховного получили бойцы и командиры Карельского фронта. В победном 1945 31-я бригада освобождала Польшу, форсировала Одер, штурмом брала Моравскую Остраву и закончила войну в полусотне километров от Злата Праги. Позже началась годичная одиссея северян, переброшенных в Маньчжурию, а затем на Чукотку.

-2

21 апреля 1941 г. в ставке Гитлера рассматривался вопрос о захвате Мурманска. Фюрер заявил, что его блестящим горным егерям надо преодолеть "сто смешных километров". Стоит отметить, что генерал Дитль трезво оценивал ситуацию: "Мой Фюрер, местность в тундре, где расположен Мурманск, и по сей день такая, какой се сотворил Создатель". Там нет ни деревца, ни кустика, ни человеческого жилья. Нет дорог и даже троп. Нет ничего - только камни и пустота. Там полно озер, ручьев и быстрых речек. Летом тундра превращается в болото, а зимой ее покрывают снега и льды, а температура там сорок и даже пятьдесят градусов ниже нуля. Восемь месяцев там стоит полярная ночь, завывают вьюги, дуют пронизывающие насквозь ветры. "эти сто километров тундры, опоясывающие Мурманск, точно защитное бронирование, есть одна большая пустыня. Никто прежде не воевал в тундре, поскольку голая каменистая пустыня непригодна для развертывания в ней войск. Если, конечно, не проложить в ней дороги или хотя бы гужевые тропы, чтобы там могли пройти люди и, что еще важнее, вьючные животные. Но если мне придется делать это только теми силами, которыми я располагаю, все труды лягут на плечи боевых частей, не говоря уж о том что две мои горные дивизии недостаточно хорошо экипированы для решения данного рода задач. Самое первое, что узнают мои солдаты и офицеры, это выражение "экономия снаряжения". У нас мало тягачей, мало мулов, у нас не хватает подвижной артиллерии. а в состав каждой из дивизий входит всего по два полка". Но переубедить Гитлера оказалось невозможно, и корпусу Дитля была поставлена задача - в течение первых дней войны овладеть Мурманском.
Противостоящая этой группировке вермахта 14-я армия также активно готовилась к войне. Хотя Ленинградский округ не носил в своем названии приставки "Особый", но его командующий генерал-лейтенант М. М. Попов заблаговременно предпринял ряд мер без оглядки на Генштаб Красной Армии. Так, еще 14-15 июня 1941 г. он приказал командующему 14-й армии генералу Фролову выдвинуть 122-ю дивизию на линию государственной границы и занять там оборону с задачей, прикрывать направление на Кандалакшу.

-3

Словом, условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми. Одной из самых серьезных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта было обеспечение транспортного сообщения на огромной протяженности линии боевых действий.

С наступлением морозов все это намертво сковывает толстый лед, а зима усердно валит плотные пласты снега. На восемь месяцев все живое замирает в ожидании весны под трескучие морозы и вой страшных многодневных метелей. Передвижение любого транспорта (тракторов. грузовиков, гужевого) практически невозможно. Из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова Аэросани (кстати хорошо зарекомендовавшие себя в ходе Зимней войны) начали массово выпускаться только с осени 1941 г. и на Карфронт попали только в феврале-марте следующего года. Надо учитывать, что впервые и истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы такими крупными массами войск. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых.

В этих условиях генерал-лейтенант Фролов отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов (АОТ) по опыту недавней Зимней войны. В октябре 1941 г. это решение было одобрено Военным Советом 14-й армии. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека (из них 77 оленеводов-ездовых). 1015 ездовых оленей. 15 оленегонных лаек. 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входил штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет. Первые транспорты формировались за счет оленей Ловозерского и Саамского районов Мурманской области, где на выпасе до войны находилось около 60 тысяч голов оленей.

Всего за годы войны колхозы и совхозы Ловозерского района передали фронту 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи, 1119 нарт. Саамы-оленеводы в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро новых транспортных подразделении. Всего для формирования оленьетранспортных отрядов призвали 77 лучших оленеводов-саамов. Саамы, знавшие в тундре каждую тропку и сопку, оказались в 1941 году самым ценным призывным контингентом.

-4