Сегодня поговорим о критике.
Пока ты варишься в собственном соку, пока твои фотографии видят только друзья и близкие очень трудно понять, на каком уровне вообще находишься, какие ошибки совершаешь, есть ли в твоей работе прогресс.
Поэтому рано или поздно мы чувствуем необходимость поделиться своим творчеством с другими людьми.
Фотограф, сделавший фотографию, которая ему самому кажется интересной и красивой, хочет показать её миру, одним словом ищет признания.
И вот, выйдя из тени, мы сталкиваемся с невероятным количеством незнакомых людей, которые могут дать оценку нашей фотографии. Все эти люди разные, с разным образованием, опытом, вкусом и воспитанием.
Поэтому вынося на суд зрителя наши фото работы мы должны понимать, кому мы их показываем, кто критикует, почему критикует и как к этому относиться.
Критикует профессионал/мастер.
Получить возможность показать мастеру свои работы можно на лекциях, курсах, семинарах, мастер-классах.
Реже в интернете, но шанс тоже есть.
Критика от профессионалов может быть несколько неподходящей новичкам(но это не точно). Для начинающего фотографа всё в новинку и всё только начинается, в то время как профессионал все идеи уже видел сто раз в разных интерпритациях.
Поэтому оценка профессионала больше относится к техническим аспектам фотографии - свету, цвету, кадрированию. Вряд ли Вы сможете показать фотографию с какой-то идеей, которую профи ещё не встречал. Хотя)
Критикует клиент.
Очень болезненная критика - это критика наших клиентов.
Фотосессия состоялась, фотографии отданы, но мы получаем негативную реакцию, фотографии не понравились.
Здесь можно почитать о том, почему клиенту не понравились фотографии.
Первое желание, которое возникает у фотографа (да и у любого человека, чья профессия связана с творчеством) - это защищаться и защищать свой продукт.
Особенно трудно оставаться объективным к своим работам, если клиент реагирует эмоционально.
Так и хочется сказать себе, что это она истеричка, а с фотографиями всё ок.
Но на холодную голову стоит разобрать претензии к фотографиям и постараться вынести из этого урок.
Приведу пример из своей работы.
Снимала немолодую женщину в студии. Свет поставила самый классический - рисующий + заполняющий. Фотографии получились технически правильными, объективно соответствующими уровню моего портфолио.
Но женщина осталась недовольна тем, как она получилась на фотографиях. "Я выгляжу как старуха!" - сказала она.
Конфликт был решён с помощью ретуши. Но первое впечатление от фотографий у клиентки, я думаю, всё равно сохранилось.
Когда эмоции отпустили, я всё же пришла к выводу, что вина в том, что фотографии не понравились, была моя.
Я не почувствовала по поведению, выбранной одежде и другим мелочам, что этой женщине не хочется признавать влияние возраста на внешность. И не спрятала с помощью света особенности кожи - морщинки, поры, пигментацию.
Я приняла её такой, какой увидела, а нужно было быть более внимательной к сигналам.
Критикует интернет.
Самое непредсказуемое дело - выставить фотографии на суд читателей фото форумов и других схожих сообществ.
Поэтому дабы сохранить свои нервы и психику в порядке, разберём, на какую критику стоит обращать внимание, а на какую нет.
К какой критике стоит прислушаться?
1. Если разные комментаторы отмечают один и тот же недостаток на фотографии (и особенно на разных фотографиях) стоит прислушаться.
2. Если Вы чувствуете, что несмотря на разбор недостатков Вашей фотографии, комментатор доброжелателен и вежлив, прислушайтесь к его советам, скорее всего он хочет помочь, а не утопить Вас.
И если конструктивная критика нас направляет, поддерживает и стимулирует, то грубые и насмешливые отклики могут полностью отбить желание идти дальше.
Поэтому смело игнорируем критику, если она:
1. Не аргументирована. Это всё комментарии в стиле: "ни о чём/никак/не нравится".
2. Касается внешних данных людей, изображенных на фотографии.
3. Содержит грубые или провокационные замечания, оскорбления. Здесь комментировать нечего, неадекваты встречаются всем, увы.
В заключение хочу показать пару своих фотографий, которые критиковали в интернете.
Ваши предположения, за что ругали?
8