Найти тему

Мы дарим Вам "доступность". Почему доступность мобильной фотографии - это миф.

Чем нагрузть карман сегодня, "компактным" телефоном или "громоздким" фотоаппаратом?
Чем нагрузть карман сегодня, "компактным" телефоном или "громоздким" фотоаппаратом?

Сегодня, прервать намеченный мной цикл статей, для некоторых из которых уже готовы части №1 - меня побудили сразу несколько публикаций, посвящённых мобильной фотографии.

Особое моё внимание привлекли те, где предлагалось изучать основы фотографии, композиции и фотомастерства, продвижения себя в соцсетях и.т.п., используя для фотографии только мобильный телефон. Автор грозился сделать фотографию доступной для всех и каждого.

Более того, через практику автопортретов, а точнее обычных "себяшек" или по-модному "селфи" - предлагалось снизить тревожность и повысить самооценку.

Хотелось бы поделиться своим мнением и мыслями на эту тему.

Начну издалека.

О доступности.

Своё увлечение фотографией я начал с плёночной фототехники и долгое время снимал исколючительно на неё. В арсенале в конце-концов появилась цифровая мыльница Canon одной из более-менее продвинутых серий в их компактной линейке. Но в какой-то момент стало понятно, что нужно двигаться дальше. Нужна системная цифровая камера, на тот момент практически безальтернативно - зеркальная.

Этот момент я долго откладывал, камеры данного типа были относительно дорогостоящими, к тому же уже слегка утратившими ту прелесть и антураж, присущий винтажной, плёночной фототехнике. Я любил в старых плёночных камерах то ощущение холодка металла и шероховатости оклейки из кожзама, легкое усилие рычага взвода, который руки уже привычно нащупывают после кадра, особый запах пленки и её шелест при смотке обратно в катушку. Цифровые камеры были чем-то другим, обильно сдобренные пластиком и горящие цифровыми экранами, покрытые противоскользящим резиновым слоем, большие, ухватистые. Они были чем-то неизведанным, но я переступил и этот порог. Первенцем стала камера с байонетом Pentax-K: Samsung GX-10.

Samsung GX-10 кпупным планом. Фото из сети.
Samsung GX-10 кпупным планом. Фото из сети.

Данная камера является клоном камеры Pentax K10D, как и целая линейка совместных разработок Pentax/Samsung: *ist DL2/GX-1L; *ist DS2/GX-1S; K10D/GX-10; K20D/GX-20 - всё это плоды общих усилий, где от многолетние наработки Pentax в области фототехники соединились с электроникой от Samsung.

Камера для своего времени (а приобретена мной она была примерно в 2009 году) достаточно серьёзная, CCD кроп-матрица на 10 мегапикеслей, серийная съёмка 3 кадра в секунду с бесконечным буфером для JPEG, 11 точек фокусировки, диапазон выдержек 30 - 1/4000 сек., пыле-влаго защита корпуса и встроенный матричный стабилизатор изображения.

Камеру уже тогда я покупал б/у. И хотя в голове вертится цифра - "12", хоть и с трудом, но я всё же вспоминаю, что за небольшую потёртость на корпусе камеры я сторговал ещё половину тысячи и обошлась мне она в итоге в 11500 р. Камеру с надписью Samsung на корпусе я выбрал по меркантильным причинам, они были чуть дешевле.

Много это или мало было тогда для молодого специалиста, только начинающего свой рабочий путь в жизни? Не сказать, что бы очень, я продал кое-какие излишки из плёночной техники, пару объективов с которыми наигрался, взял часть из получки и мне вполне хватило.

С тех пор я перебрал немало камер разных фирм, зеркальных и беззеркальных, кропов и желанных многими полных кадров, премиальных компактов, гиперзумов, и немало плёночной техники, которую никогда не бросал, собирая из неё небольшую домашнюю коллекцию.

И за долгие годы, что я увлекаюсь любительской фотографией, я не испытывал недостатка в фототехнике. Грамотно пользуясь головой и возможностями различных интернет-барохолок, мне всегда удавалось найти себе очередную интересную камеру или объектив. Тем более, имея "плёночный" опыт, я без труда использовал объективы с ручной фокусировкой и не страдая предубеждениями , что "хорошо снимает только современная оптика", легко находил интересные варианты в наследии тех или иных оптических систем. А стоит напомнить, что существуют фирмы: Nikon, Pentax, Leica, которые не меняли типа крепления сменной оптики уже более полувека. И даже более молодым по возрасту креплениям у Sony или Canon есть что предложить из оптики, припасённой с плёночных времён и доступной через фирменный переходник, а то и вовсе без него.

Общая тенденция б/у рынка такова, что за всё меньшие деньги вы можете себе позволить всё более продвинутый фотоаппарат.

И вот нам заявляют, без всякого смущения, что наиболее бюджетным решением является смартфон!

Извините, но с какого момента? Давайте признаемся себе честно, любой мобильный телефон, а тем более смартфон - это личный аксесуар, немало связанный с гигиеной. При этом ресурс его функционала и стойкость внешнего вида не так высоки. Пару месяцев активного использования, при всех ухищирениях по защите - оставят на нём ощутимые следы. В 90% случаев его покупают новым. А рынок смартфонов диктует, что цена хоть сколько-нибудь способного в плане производительности аппарата 8-10 тысяч, а бестселлеры в среднем сегменте (которые уже что-то могут предложить в плане фото-возможностей) - уже идут в диапазоне 15-20 тысяч. Я даже не буду упоминать премиальный сегмент флагманов и имиджевых айфонов, где стоимости уходят далеко за грань разумного.

Фотоаппараты же из совсем другого теста, производитель знает, что их будут активно использовать, они рассчитаны на это, применённые материалы прочны и долговечны, электроника и механика рассчитана на сотни тысяч срабатываний. Да и почистить камеру, применив спирт и ватный тампон не составляет никакого труда!

И теперь, имея в исходных: новый смартфон, против того, что может нам предложить рынок б/у фототехники, всё становится с точностью да наоборот. Цифровые фотоаппараты достигли очень высоких стандартов качества изображения в любительском сегменте уже с десяток лет назад. А вот цены на модели тех лет, которые уже вполне годятся для любительской съёмки и заткнут за пояс любой смартфон - начинаются уже от 4-6 тысяч рублей за комплект камера + китовый объектив. Заплатив всего чуть-чуть больше вы можете рассчитывать уже на что-то более продвинутое. И вы не будете заперты в рамках какой-то одной фирмы, выбор есть среди всех основных производителей: Canon, Nikon, Sony, Pentax, Olympus. И у Вас ещё будет выбор между традиционной зеркалкой и компактной беззеркалкой.

  • Приведу пример:

Один из объекивов, идущий штатным к фотоаппарату в моей коллекции МС Волна-50/1.8 - имел повреждения и проблемы с механикой из-за падения, произошедшего у предидущего владельца, в тот момент заниматься разборкой и ремонтом времени не было и я просто продал его со скидкой, надеясь в будущем купить экземпляр получше. И недавно такой случай представился, но просто так взять и положить на полочку качественный объектив, оставив его без работы - было выше моих сил. Меня взяла ностальгия по прежним временам и был куплен фотоаппарат с байонетом Pentax-K. Одновременно, моей супруге так же понадобился компактный системный фотоаппарат для того, что бы постоянно носить с собой, для спонтанных съёмок и внезапных сюжетов, ну и конечно, на случай поездок и путешествий. Такой фотоаппарат был выбран.

В результате за короткое время были собраны два фото-комплекта, которые часто теперь являются нашими спутниками:

№1

Фото-комплект любителя на базе Pentax K-30.
Фото-комплект любителя на базе Pentax K-30.
  • Зеркальный фотоаппарат Pentax K-30 - 6500 р.
  • Светосильный штатный объектив МС Волна 50/1,8 - 3500 р.
  • ЗУМ-объектив SMS Pentax-F 35-70/3.5-4.5 - 3500 р.

Итого за комплект: 13500 р.

Это цена за смартфон на самой границе качества для повседневных и рабочих задач, но в фотозадачах, он уступит данному комплкту практически во всём, многозадачность, работа на высоких ISO, динамический диапазон, стабилизация, удобство кадрирования и управления - везде достаточно бюджетная камера обходит средний смартфон.

№2

Фото-комплект любителя на базе Sony Nex-5T.
Фото-комплект любителя на базе Sony Nex-5T.
  • Беззеркальный фотоаппарат Sony Nex-5T - 6200 р.
  • Светосильный штатный объектив Юпитер-8 50/2 - 400 р + 350 р переходник.
  • ЗУМ-объектив Sony E 16-50/3.5-5.6 PZ OSS - 2800 р.

Итого за комплект: 9750 р.

А это уже цена за смартфон на верхушке бюджетного диапазона, такое устройство уже явно подтормаживает под требовательными приложениями, а фото-возможности у него часто удовлетворяют только требовнию пересъёмки каких-либо печатных документов. При этом представленный фотоаппарат уже вполне соперничает со смартфоном по размеру и весу, его можно без труда сделать повседневным спутником, в компактном чехле он поместится в дамскую сумочку или любой самый маленький рюкзачок.

Обе камеры оборудованы 16-ти мегапиксельными матрицами Sony и имеют примерный паритет по качеству изображения, зеркальня камера выигрывает в эргономике, удобстве хвата, количестве органов управления, беззеркалка выигрывает в компактности и широте возможной, используемой оптики различных систем через переходник, благодаря малому рабочему отрезку. Обе камеры снимают видео в качестве, достаточном для ведения любительского видео-блога.

В итоге оба комплекта укладываются в 24 т.р. - цену одного хорошего смартфона. Т.е. у Вас есть выбор между хорошим смафртфоном или одним из таких комплектов и телефоном попроще. Если Вы действительно увлечены фотографией, то может стоит подумать над вторым вариантом?

О тревжности, самооценке и творчестве.

Я совершенно не зря так много времени в этой статье посвятил воспоминанием из прошлого и своим ощущениям от пользования той или иной фототехникой. Профессионала и любителя в фотографии роднит одно - это наше увлечение, нам нравится этим заниматься, мы любим это обсуждать, это то, что помогает нам провести время незаметно и приятно для себя.

Но стоп, что нам предлагают? Вместо любимых нам вещей, к которым мы привязывались, которые искали, собирали, подбирали именно те, наиболее подходящие нам по результату и приятные внешне - наших фотоаппаратов, нам предалгают смартфон!

Каким образом может снизить тревожность то устройство, которое является сейчас центром всех наших коммуникаций, куда приходят бесконечные звонки, смс, сообщения с мессендждеров, социальных сетей и видео-хостингов?

Мы брали в руки фототехнику, чтобы вырваться из бури внешних обстоятельств, хотя бы на время забыть о всех проблемах. На фотоаппарат не позвонят и не напишут, он выполняет вместе с нами свою основную функцию - функцию творческую, даже если фотография является нашей профессией.

Именно творчество в целом, а не какие-то отдельные аспекты, типа "селфи-автопортретов" или чего-то подобного - поднимало нашу самооценку, помогало нашему саморазвитию.

И уже не суть важно, как хорошо снимает тот или иной смартфон, инфо-цыгане и маркетологи - пытаются отнять у новых поколений фотографов уединённость процесса, оособое послевкусие от таинства съемки, отнять наши специализированные инструменты - саму фототехнику!

Давайте не позволим этому сбыться и каждому нашему последователю на пути фотографии дадим единственно правильный совет:

Хотите фотографировать, учиться, совершенствоваться, творить - приобретите фотоаппарат, а не смартфон!

Фото из сети.
Фото из сети.

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!