В этой статье я буду говорить о своем опыте и структурировать его, поэтому прошу отнестись с пониманием, если какую-то важную для вас тему не затрону.
Думаю, все знают и понимают, зачем сотруднику надо в хороших отношениях расходиться с компанией, но вот зачем и почему компании важно грамотно расходиться с сотрудником – это уже вопрос, который почему-то не стоит у части руководителей в приоритете.
Раскрывать данную тему я буду через ответ на 2 вопроса:
- Зачем грамотно увольнять?
- Какие выгоды получит компания или человек, при соблюдении принципов грамотного увольнения?
Грамотное увольнение людей - это конкретный навык, который вырабатывается годами, через обратную связь от людей, окружения и полученных результатов.
Зачем грамотно увольнять:
- Сохранение репутации компании на рынке
- Сохранение личной репутации на рынке
- Сохранение открытого окна для поступления новых кадров по рекомендациям
- Повышение личного эмоционального интеллекта
- Сохранение доверительных отношений с текущим коллективом
Я могу еще много перечислять, но эти пункты хочу выделить особенно.
Теперь раскрою эти пункты, с описанием того, почему это важно.
- Сохранение репутации на рынке
Когда руководитель увольняет подчиненного, он, конечно, действует сам, но не от своего лица, а от лица своей компании. Каждый руководитель должен понимать, что он выполняет функции, которые компания возложила на него, и, он является лицом компании на рынке труда. Рынок труда давно уже оценивает не только рейтинг работника, но и рейтинг компании. Когда грамотные сотрудники выбирают компанию для работы, они имеют доступ к большому массиву данных для оценки работодателя и просто-напросто не пойдут к вам работать, предпочитая другие лояльные к сотрудникам компании.
Руководитель покинет компанию рано или поздно, а репутации у компании останется, поэтому я настоятельно рекомендую следить за тем, как происходит увольнение со стороны HR или собственника.
- Сохранение личной репутации
Руководитель, увольняя сотрудника, управляет своей репутацией, причем не только во внешней среде, в которой уволенный сотрудник будет рассказывать про то, какой начальник «козел», но и во внутренней среде, так как весь коллектив наблюдает за тем, как будут расходиться с ними в будущем.
Я бы выделил, наверное, внутреннюю среду в большей степени, потому как рабочий настрой коллектива напрямую зависит от доверия к своему руководителю, и, когда происходит увольнение (критическая ситуация) чаще всего, не выдерживая эмоционального равновесия, руководитель проявляется не в лучшем виде.
Также важно понимать, что увольнение сотрудника сопровождается большим количеством грамотно отработанных шагов по работе с ним, а также грамотного оформления всех типов нарушений в отношении увольняемого, что тоже показывает уровень компетенций руководителя как перед своими вышестоящими руководителями, так и своими подчиненными.
- Сохранение открытого окна для поступления новых кадров по рекомендациям
Я часто пользовался этим инструментом, когда работал в автобизнесе, особенно с рабочими специальностями – рабочие руки уже давно в цене, и, такими людьми грех раскидываться. Когда приходилось расставаться с сотрудниками, я всегда делал это открыто и без привязки к личности, чтобы в момент выхода из компании я мог сказать сотруднику, что буду благодарен за рекомендацию компании своим друзьям и знакомым. У меня несколько человек в месяц всегда приходили по рекомендациям от бывших подчиненных, и чаще всего это были хорошие кадры.
Сейчас, в век информации, важно не просто говорить о том, что мы - хорошая компания при трудоустройстве людей, продавая им себя, но и реально быть хорошей компанией, тогда окно для поступления новых кадров через рекомендации не закроется.
- Повышение личного эмоционального интеллекта (ЭИ)
Я бы хотел отметить, что увольнение – это непростая процедура, чаще всего она эмоционально заряжена по полной, как со стороны руководителя, так и со стороны сотрудника.
Есть несколько уровней ЭИ:
- Ты умеешь осознавать свои эмоции
- Ты умеешь не только осознавать, но и управлять своими эмоциями
- На этом уровне ты уже умеешь осознавать чужие эмоции
- Умеешь осознавать и управлять чужими эмоциями
- Ты в совершенстве осознаешь и управляешь своими и чужими эмоциями
Так вот, грамотная работа с увольнением, это работа на уровне не ниже 3-4, желательно на 5 уровне. Это хороший запрос на развитие и прекрасная тренировочная база на раскачку ЭИ.
- Сохранение доверительных отношений с текущим коллективом
Доверительные отношения с коллективом в аспекте навыка увольнять определяются умением грамотно выстроить процесс увольнения, чтобы коллектив не почувствовал угрозы или сбоев в отношениях внутри компании.
В этом плане я бы поделил процесс увольнения сотрудника на 3 этапа:
- Подготовка, в процессе которой часть информации открывается для коллектива
- Сам процесс увольнения и передачи дел от одного сотрудника к другому
- Восстановление баланса коллектива после увольнения, внедрение нового человека
Возможно, увольнение и кажется простым шагом, но в реальности неграмотное увольнение имеет много сигналов, последствий, а в конечном итоге и недополученной прибыли. Несколько раз я видел комментарии типа – «что тут развели, это всего лишь бизнес, выгнали и все…», но в том то и дело, что это бизнес – это слова неграмотных бизнесменов, и прочитав эту статью, вы поймете, где можете потерять репутацию, как следствие и прибыль.