Источник: Как написать рассказ — ТвойПисатель
Каждый, кто работает с текстами, будь то копирайтер, журналист или контент-менеджер, рано или поздно, задумывается о написании художественного текста: рассказа, повести, новеллы или даже романа. Так было, есть и будет всегда. Берутся за это дело, правда, далеко не все, но думают об этом многие.
И если вы один из тех, кто всё же решился на написание своей нетленки, но не знаете с чего начать, то эта небольшая статья подскажет вам это. В статье вы найдете общий план работы и некоторые примеры. Это станет для вас отправной точкой в мир художественного текста.
С чего начать писать рассказ
Первое и основополагающее, с чего следует начать — это с идеи. К этому вопросу следует отнестись достаточно серьезно и не размениваться на банальные истории, которых миллионы на просторах Интернета и на книжных полках всего мира.
Из личного опыта, могу сказать, что придумывать идею специально — это не самый лучший вариант. Так следует поступить, если вы имеете какие-то обязательства или рамки. Например, участие в конкурсе или даже заказ от клиента.
Но для хорошего рассказа, а мы говорим в этой статье именно о рассказе, идею нужно не придумать, а не упустить, когда она невзначай промелькнёт мимо вас.
Например, вы любите истории в жанре классического фэнтэзи. С эльфами, гномами и другими, всем знакомыми представителями фэнтезийных миров. Но что же можно написать на эту тему, когда уже есть Хоббит, Ведьмак и другие эпические аналоги?
Давайте подумаем. Представим, что, в реальной жизни, вы идете в университет и случайно встречаете старого знакомого, которого не видели со школы. Постояли с ним немного, поговорили. Он рассказал вам что-то интересное и из-за этого вы опоздали на первую пару. И что такого, скажете вы?
А вот что. Берем из этой ситуации идею для рассказа. Скажем, молодой гном, из клана лесных охотников, собирается пройти ритуал становления и для этого ему нужно начать обучение у старейшины, перед основным испытанием. Он направляется в главную залу своего подгорного города для встречи с остальными молодыми охотниками и первого обучения. Но по пути, по извилистым коридорам подземелья, натыкается на молодого гоблина, с которым они знакомы еще с давних времен. Гоблин ему рассказывает, что забрел в подземелье не случайно.
Дальше развиваем идею. Обучение для гнома очень важно и не пойти туда он не может, но история гоблина его очень заинтересовала. Пока они говорили что-то случается в главной зале, например, диверсия враждебного клана и все там присутствующие попадают в плен. История гоблина так или иначе связана с этим.
Тут начинается путь героя. Друзья пытаются помочь своим товарищам, узнают что-то важное, спасают кого-то, попадают в страшные передряги и в итоге, выходят победителями.
Казалось бы, всего лишь встреча со старым другом перед университетом, а в итоге, получилась неплохая история. Таким образом, через призму жанра, можно посмотреть на любую ситуацию из реальной жизни и раскрасить банальное событие новыми красками.
Придумайте конец истории
Второе, что нужно обязательно сделать — это придумать связный и логичный конец вашей истории. Не просто – «Они победили всех, а потом жили долго и счастливо», а настоящее окончание.
Не продуманный конец истории – это одна из главных и самых частых ошибок начинающих авторов. Это происходит так: поймали идею, в голове построили пару крутых сцен из рассказа, а вот чем это всё закончится не ясно. Как правило, такие рассказы никогда не дописываются, потому что автор просто не знает о чём писать.
Конец истории должен быть ясен автору с самого начала. Он должен знать и понимать, что произойдет в финальной сцене, чем закончится сам рассказ, какие моральные и смысловые точки будут поставлены.
Автор должен понимать, что любой рассказ, даже самый маленький – это путь из точки А, в точку Б, с развитием сюжета, персонажей, раскрытием всех вопросов и в итоге завершённым финалом.
Иными словами, у читателя, в завершении прочтения, не должно остаться никаких вопросов по происходящему в тексте. Никаких: а почему случилось это, а что стало с этим, а зачем сделали так и где это было.
Середина рассказа может быть еще не придумана и не продумана, но его конец должен быть четко ясен автору. Так как, отправляясь из точки А, автор должен четко знать где находится точка Б.
План рассказа
Третий этап — это составление плана рассказа. И не просто плана, который обозначен парой тезисов, а логично связанного и расписанного сюжета по сценам.
Сцена — это описание чего-либо происходящего в сюжете, объединённое в одно событие.
Например, встреча нашего гнома с гоблином. Сцена будет включать в себя:
· Локацию с описанием
· Саму встречу
· Разговор
· Воспоминания или ретроспективы
· Действия героев в пределах события
Следует помнить, что любая сцена создается по тем же правилам, что и сам рассказ. Она должна иметь начало, развитие и логичное окончание.
Например, в нашем случае — это: путь гнома > встреча > воспоминания > рассказ гоблина > принятое решение.
Вся эта цепочка украшается описаниями и деталями, что в итоге приводит к полному восприятию события читателем.
Каждая сцена — это маленький рассказ, внутри самого рассказа, которая логически продолжает повествование и раскрывает необходимые детали главного сюжета.
И так, мы разобрались, что такое сцена и теперь с этим пониманием составляем план рассказа. В голове у автора это может быть в виде фильма, где меняется происходящее.
То есть, написав план рассказа (по сценно), мы сделали для себя скелет истории, который теперь необходимо обратить плотью деталей.
Пример нашего рассказа:
1. Сцена 1 – герой просыпается у себя в пещере и начинает собираться;
2. Сцена 2 – героя провожают его старшие, уже прошедшие испытания, товарищи;
3. Сцена 3 – герой проходит некоторые залы подземелья (тут показываем город, быт и рассказываем, например, о враждебных кланах);
4. Сцена 4 – встреча героя с гоблином;
5. Сцена 5 – событие диверсии в главной зале подземелья.
И так далее. Сделав это, написание рассказа пойдет, как по маслу, так как вы будете знать о чем писать.
Проработка мира
Четвертый этап создания хорошей истории — это проработка мира, о котором вы будете писать. К данному этапу следует отнестись достаточно серьезно, даже если вы досконально представляете, что будете описывать.
Мир вашего рассказа может быть реальным, а может быть вымышленным, но так или иначе, вы должны знать о нем всё. Начиная от местности, заканчивая традициями и местными новостями.
Например, вы пишите о реальном месте, в настоящем времени. Значит, вам следует обзавестись картой местности, узнать о погодных условиях, выяснить какие растения находятся в тех или иных локациях, узнать о обычаях и традициях, населении и животных. Прочитать немного истории этого места, узнать о событиях, произошедших в тот временной отрезок, в котором разворачивается ваша история. Может быть, если того требует рассказ, выяснить расписания общественного транспорта, названия станций метро или названия торговых центров вокруг.
Иначе говоря, у читателя, в особенности такого, кто знает эти места, должно сложиться полное впечатление реальности происходящего.
Если же события вашего рассказа происходят в вымышленном мире, то вам потребуется:
· Карта – нарисуйте карту местности, пусть даже схематично, со сторонами света, чтобы ориентироваться в тексте и не запутаться самому в направлениях, и не запутать читателя;
· Временной график — чаще всего, это таблица с указанием даты и времени, в котором происходят события рассказа. Это важно, если вы пишите о нескольких героях, в разных местах;
· Бестиарий – это справочник фауны вашего мира. Животные, птицы, рыбы, насекомые с их названиями, внешним видом, особенностями и размерами;
· Травник – это справочник растений вашего мира. По аналогии с бестиарием, занесите туда нужные для рассказа растения – деревья, травы, грибы, мхи и т.п;
· Технологический справочник – в этом справочнике соберите технологии, приборы и механизмы с их подробным описанием, принципом действия и особенностями;
· Космология — этот справочник является важнейшей основой любого вымышленного мира. В него заносится информация о сотворении мира, о пантеоне богов, религии, традициях, обрядах, силах действующих в мире, магии и принципах ее действия, физических и химических особенностях, о расах и их появлении в мире;
· «Платяной шкаф» — справочник описания одежды, традиционных костюмов, доспехов;
· Оружейный справочник — по аналогии с одеждой, в этом справочнике хранится информация о всех видах оружия используемом или упомянутом в рассказе;
· График актов – как правило, любой рассказ, состоит из трех актов: завязка, конфронтация и развязка. Каждый герой рассказа, все события рассказа и сам сюжет должен пройти все три акта. В этом справочнике описываем логику этого движения для всех вышеперечисленных.
Временной график и график актов – важны не только для вымышленного мира, но и для любого рассказа.
Составление таких справочников — это очень увлекательная и интересная работа, которая завораживает и вдохновляет. Собрав или придумав всю эту информацию, вы будете готовы писать, не отвлекаясь на размышления о деталях, а творя саму историю.
Проработка героев
Пятый этап — это этап создания самих героев. Мало просто знать, что главным героем будет, например, гном охотник. Нужно тщательно подготовить и прописать этого персонажа.
Лично я делаю на каждого героя отдельный документ, где создаю информацию о нём, в виде досье. Там я описываю его рост, вес, цвет волос, глаз, черты лица, особенности характера, с кем дружит, в какого Бога верит, какая у него профессия и многое, многое другое.
А также собираю в интернете фотографии или изображения людей, внешне похожих на моего героя.
Таким образом я создаю не просто досье, а очень четкий образ в своем сознании, который при написании рассказа поможет мне сделать героя живым и реалистичным.
По желанию, автор может написать не просто досье, а небольшую историю жизни героя.
Написание рассказа и детали
Этап написания рассказа — это, всего лишь, один из шагов по созданию произведения. Собрав и создав все, о чём мы говорили выше, вы сможете писать легко и быстро. Не отвлекаясь на придумывание чего-либо, кроме самой истории.
Единственное, что очень важно учесть, при непосредственном написании — это детали.
Существуют авторы «заклёпочники», как, например, Джордж Мартин. Такие авторы описывают каждую пуговку на одежде, каждую заклёпочку на доспехах и максимально детализируют мир. А также существуют авторы, которые рассказывают события истории, не вдаваясь в детали.
Для начинающего писателя не следует вдаваться в детали максимально, так как это требует большого мастерства, но и забывать про них не стоит.
При написании своего рассказа не забывайте про:
1. Свои справочники — делайте отсылки к космологии: упоминайте о традициях, событиях прошлого, законах и других особенностях мира;
2. Звук, запах и осязание — читатель должен чувствовать запах дождя, слышать шум ветра в печной трубе и дотрагиваться до холодного, чуть шероховатого лезвия охотничьего ножа;
3. Цвета — это очень важный аспект, который манипулирует сознанием читателя. Разные оттенки сцен (зеленый лес, желтое поле, голубая гладь океана), создают особые настроения. Об этом можно почитать отдельно, в различных источниках;
4. Контраст — тоже психологический момент, чтобы выразить и усилить что-то. Например: на спокойном, голубом небе, среди пушистых белых облаков, показался большой черный самолет, чадящий такими же черными клубами дыма;
5. Чувства — герои и окружающие их существа должны чувствовать: дружбу, привязанность, восхищение, любовь, ненависть, злобу и остальные эмоции;
6. Добро и зло — не разделяйте создаваемый вами мир на черное и белое (кроме случаев с детской литературой). Во всём и всех, есть что-то хорошее и что-то плохое.
Всегда проговаривайте вслух диалоги, представляйте, как бы вы стояли, сидели или лежали в похожей ситуации, проделывайте те жесты, что и ваши герои — только тогда создаваемый вами мир будет реальным и живым.
Вычитка и редактура
Заключительный этап, перед публикацией — это вычитка и редактура. Это обязательный процесс, которому должен быть подвергнут любой текст. Даже если вы уверены в своих силах и знаете, что пишете без ошибок – текст должен быть прочитан еще несколько раз и не только вами.
Вычитка
После завершения своей истории, отложите ее минимум на один день. Пусть сознание отдохнет и написанное уложится в голове. Через несколько дней сделайте следующее:
1. Бегло прочтите рассказ и внесите мелкие правки в текст;
2. Через некоторое время, внимательно, по отдельным предложениям и словам прочитайте текст и внесите необходимые правки;
3. Попросите кого-либо с выражением прочесть ваш рассказ вслух. Поправьте места, где чтец споткнулся;
Теперь рассказ готов на передачу его редактору.
Редактура
Редактура — это редактирование текста, желательно профессиональным редактором, с целью выявления в нем сюжетных, логических, стилистических и семантических ошибок.
Редактор, обязательно, должен быть сторонним лицом, не читавшим ваш труд до этого. Лучше всего, обратиться к редактору за деньги, но это по вашему желанию.
Хороший редактор исправит проблемные части текста и может дать советы по спорном местам.
Корректура
Корректор — это специалист, который занимается правкой грамматических, пунктуационных и иных ошибок, не связанных с сюжетом и самим рассказом. Он работает исключительно над контролем за соблюдением правил русского языка (или того языка, на котором вы пишите).
Этот этап тоже лучше поручить стороннему и профессиональному лицу, но начинающий автор может обойтись и своими силами, если он в них уверен.
Подведем итог
После всех вышеперечисленных этапов, рассказ можно считать завершенным и с чистой совестью публиковать его.
Давайте тезисно составим алгоритм работы над написанием рассказа:
1. Создание идеи для будущего рассказа;
2. Создание логического финала истории;
3. Составление перечня сцен (плана) рассказа;
4. Работа над создаваемым миром;
5. Работа над создаваемыми героями;
6. Написание рассказа, используя выше собранную информацию;
7. Вычитка, редактура и корректировка текста;
8. Публикация.
Буду надеяться, что эта статья поможет вам начать творить. Желаю вам успехов и верной музы!